Воскресенский
Кирилло-Новоезерский монастырь.
Место расположения
Кирилло-Новоезерский монастырь, расположенный в 44
километрах от Белозерска, был основан в 1517 году выходцем из Галича
Костромского Кириллом из рода бояр Белых. Год рождения и мирское имя
его неизвестны. Кирилл был пострижен в монашество в возрасте 15 лет
в Комельской обители самим настоятелем Корнилием. Пробыв в монастыре
около семи лет, Кирилл с благословения преподобного ушел дальше на
север, чтобы создать свою обитель. Инок Кирилл долго странствовал по
всем пределам Руси, прежде чем достиг Белоозера и остановился
неподалеку от него на Новозере.
Получив в дар от крестьян деревни Шиднем Дия, Григория и Давида
Красный остров, он основал обитель в честь Воскресения Христова, в
1517 году. Место это было предназначено ему свыше явлением
Богородицы в Успенском Тихвинском монастыре, где Кирилл проживал
некоторое время.
Житие Кирилла сообщает о том, что впервые он увидел место,
указанное ему Богородицей, с Кобылиной горы, где позднее была
возведена церковь, во имя Тихвинской Богоматери и куда два раза в
год совершался крестный ход из монастыря - зимой по льду озера, а
летом на лодках.
Начало образования монастыря было довольно традиционным: хижина
из неокоренных стволов деревьев, ветвей и коры. В 1518 году были
срублены две небольшие церкви: Воскресения Христова и Богородицы
Одигитрии и две деревянные келий - для себя и собравшейся братии.
Постепенно уединенный скит наполнился пришедшими к Кириллу иноками и
организовался как монастырь.
Кирилл, избранный настоятелем, прожил в своей обители около
двадцати лет. Ещё при жизни игумена монастырь обзавелся своими
землями и крестьянами. С 1517 года по год своей смерти Кирилл
оставался игуменом обители, получившей позднее его имя, был
похоронен на территории основанного им монастыря, признан святым и
канонизирован после обретения мощей.
Почитание самого Кирилла Новоезерского на местном уровне
начинается сразу же после окончания его земной жизни, а в 1648 году,
после обретения его мощей, выходит на общецерковный уровень. Именно
с этого времени начинают писаться первые его иконы. Их предтечей
была несохранившаяся, известная по источникам XVII века верхняя
доска первоначальной раки преподобного. Не исключено, что именно она
была в поле зрения автора рукописного Жития преподобного Кирилла
второй половины XVII века, украсившего его иллюминованными
миниатюрами, где образ преподобного, наделен рядом конкретных черт,
повторяющихся с завидной постоянностью. Родовая фамилия Кирилла -
Белый, становится одной из характерных черт его иконописного облика.
Начиная с конца XVII века и далее преподобный изображается
исключительно босым, с подчеркнутыми аскетическими чертами лика.
Московские князья изначально поддерживали северные обители
вкладными и охранными грамотами, При этом монастыри, обладавшие
крупными вотчинами, были обязаны нести за них государственные
повинности. По данным 1620 года, северные монастыри поставляли
стрелецкие деньги и стрелецкий хлеб на содержание стрельцов, ямские
деньги на содержание почт в государстве, полоняничные деньги на
выкуп пленных, деньги и хлеб на жалование ратным людям и содержание
их в военное время, даточных людей с полным обмундированием на
ратную службу. Подать с монастырей взималась и за рыбную ловлю,
которая была одним из важных источников их дохода.
Богатство монастыря росло и за счет новых монахов, так как люди,
желавшие принять постриг, "... собирали свое имение и приносили с
собой в обитель.". Однако эти вклады были весьма незначительны, так
как число братии в монастыре было невелико, и вклады, по бедности
вкладчиков, часто вносились не деньгами, а трудом на пользу обители.
Наиболее значительными были вклады светских лиц. Новоезерская
обитель пользовалась вниманием великих князей, начиная с Василия II.
Особо богатые дары пожаловал монастырю Иван IV Грозный после чуда,
явленного преподобным Кириллом (явившись, царю во сне, старец дал
ему совет не входить в палату до третьего часу дня, когда в ней
рухнули своды и погребли под собой многих князей и бояр). Особенно
прославилась обитель как местонахождение мощей преподобного Кирилла
во второй половине XVII века. В 1721 году островной монастырь
посетили Петр I с императрицей Екатериной, также оставившие богатые
денежные вклады и пожаловавшие чугунные плиты для пола в соборе.
Поддержка великих князей и царей привела к тому, что монастырь,
основанный на глухой северной окраине, к середине XVII века стал
одним из видных центров экономической и культурной жизни края.
Нового строительства в Новоезерском монастыре не было до
опустошительного пожара 1605 года. После него, по храмозданной
грамоте митрополита Ростовского и Ярославского Кирилла (в чьей
митрополии состояла обитель), данной иеромонаху Леониду, начали
строить деревянную церковь Богородицы Одигитрии.
Позднее, в 1644 году, по второй храмозданной грамоте митрополита
Ростовского и Ярославского Варлаама возведение Одигитриевской церкви
закончили. По непонятным причинам ее освятили лишь в 1649 году.
Таким образом, полностью деревянной и небогатой Кириллова обитель и
оставалась до этого года.
Уже в 1649-1652 г.г по обету и на средства боярина Бориса
Ивановича Морозова на острове был возведен в камне Воскресенский
собор, при сооружении которого были обретены мощи основателя
монастыря Кирилла Новоезерского.
В 1685 году на средства царевны Софьи была построена теплая
церковь во имя Смоленской Богоматери и трапезная палата. Оживленное
каменное строительство продолжалось и в XVII веке, когда была
возведена надвратная церковь Петра и Павла. Почти одновременно с ней
строилась церковь Захарии и Елизаветы с братскими кельями и
колокольней, имевшей два яруса звона с двенадцатью колоколами.
Планировка монастыря, задуманная в XVII веке, свидетельствовала о
цельности композиционного замысла. Обитель делали неприступной
высокие каменные стены на сваях и гранитном фундаменте и массивные
угловые башни с мощной надвратной башней. От монастыря к другому
небольшому, так называемому "Сладкому" острову вел деревянный мост
длиною с полверсты. Торжественный въезд осуществлялся через стоящие
в воде ворота, к которым примыкала небольшая площадь, замкнутая с
одной стороны зданиями трапезной и настоятельских покоев, а с другой
- главным зданием всего комплекса - пятиглавым Воскресенским собором
с приделами.
Церковная реформа 1764 года, отнесшая монастырь к III классу, и
большие средства, расходуемые на каменное строительство, привели к
тому, что обитель пришла в запустение. В 1793 году на острове жило
всего 10 монахов. Однако в XIX веке слава новозерского чудотворца
Кирилла и деятельность нового игумена (затем первого архимандрита)
Феофана Соколова, переведенного из Николо-Моденского монастыря,
Устюженского уезда, привлекли внимание царствующего дома Романовых.
В 1795 году императрица Екатерина II пожаловала монастырю покров из
золотого чешуйчатого глазета на раку преподобного Кирилла. Император
Павел Петрович в 1796 году преподнес обители 1000 золотых рублей,
священнослужебные сосуды, напрестольное евангелие и серебряный крест
с финифтью, а также ризы и священнические облачения из драгоценных
тканей. В 1819 году Александр I пожаловал архимандриту Феофану митру
и наперсный крест, осыпанный драгоценными камнями. Много помогали
обители и московские купцы Афанасий Долгов и Семен Васильев,
иждивением которых были сооружены иконостас Воскресенского собора и
серебряная с чернью рака преподобного Кирилла.
Значительные вклады позволили монастырю вернуть его былое
благосостояние, и к 1838 году в нём жило уже 80 монахов. В
монастырской ризнице хранилось множество икон, книг, риз из
драгоценных тканей, золотой и серебряной утвари. О значении
Кирилло-Новозерского монастыря в жизни Новгородской епархии
свидетельствовал тот факт, что с 1799 года исправление должности
благочинного монастырей Кирилловского уезда было поручено настоятелю
обители архимандриту Феофану. В его ведении находились
Кирилло-Белозерский, Горицкий, Моденский монастыри и
Филиппо-Ирапская пустынь.
В 1906 году монастырь сильно пострадал от пожара, возникшего в
Алексеевской церкви от искры, вылетевшей из алтарной печи.
Воскресенский собор с приделами, храм Захарии и Елизаветы, трапезная
палата и колокольня были полуразрушены. Уцелели лишь угловая
Петропавловская церковь и монастырская ризница. По свидетельству
очевидцев, монастырь представлял собой «нечто вроде руин
средневекового замка". Восстановительные работы, развернутые после
пожара, продолжались в обители более 5 лет.
Кирилло-Новоезерский монастырь после его закрытия в 1928 году был
активно разрушаем, иконы сожжены, а мощи преподобного Кирилла
Новоезерского исчезли. Лишь небольшая часть его ценностей сохранена
в музеях.
В наше время в стенах бывшей обители находиться тюрьма или
учреждение256/5. Всего сейчас на остове Красивом (Огненном), в
стенах бывшего мужского монастыря, находятся более 120 зеков. На
соседнем острове Сладком размещается обслуживающий персонал. Это
целиком специализированная тюрьма, где заключенные разделены на две
категории: те, кто приговорен к расстрелу, но после указа президента
Ельцина отбывает срок пожизненно, и кому сидеть за тяжкие
преступления 25 лет. Осуждённые называют его «пятак». .
Использованы материалы с сайта Известия
Вологодского общества изучения северного края
Дополнительно:
Опись
строений и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года
Отчет о велопоходе к
Кирилло-Новоезерскому монастырю в 2007 г.
|