ИРАП 2007.

МАРШРУТ ПОХОДА:Кадуй-Зеленый Берег-Никольское-Стан-Чурово-Слобода-Сафоново-Фаленская-Судаково-Турманское-Починок-Дорка-Поповка-Мишино-Привалино-Текутово-Никольское-Абаканово--Шухободь-Нов.Углы-Череповец

Сироткин Андрей

Александр

Соколов Максим

27 мая 2007 года в 8 часов 30 минут выехал из дома. Поезд отходил на Кадуй в 9.30 часов. Сегодня в поход решилось только 3 человека. По плану маршрут был рассчитан на 130 километров. Погода была с утра «хмурая», небо было затянуто тучами. Но когда мы подъехали к Кадую, в 10.30 часов погода наладилась, и выглянуло солнышко. Проезд до Кадуя вместе с велосипедом обошелся мне в 55 рублей.

Выехав из Кадуя, мы направились в сторону Филиппо-Ирапской пустыни, которая находится в деревне с красивым названием Зеленый Берег. Монастырь находиться в запущенном состоянии, но в красивом живописном месте, на высоком берегу реки Андога. Вход на территорию монастыря закрыт, а за его состоянием следит местный священник, проживающий на территории монастыря.

Основателем монастыря был Преподобный Филипп, в миру Феофил. Не помнивший родителей, круглый сирота, 12-летний Феофил поселился вблизи Корнилиевой Комельской обители и жил подаянием. Преподобный Корнилий принял благочестивого отрока в обитель и через три года постриг в иночество с именем Филипп. Руководствуясь различными знамениями, через пятнадцать лет жизни в монастыре Филипп его покидает и идет через Спасо-Каменный монастырь в Белозерье, где находит красивое место на берегу реки Андоги между ручьями Большой и Малый Ирап. Именно здесь он и решает остановиться. Этот выбор Филипп сделал после того, как во сне ему является ангел и говорит о том, что именно это место приготовлено Филиппу богом.


пос.Кадуй.

дер.Зеленый берег

Филиппо-Ирапская пустынь.

Данные земли в начале XVI века находились во владении князей Шелешпанских, что и стало причиной разразившегося между князем Иоанном Шелешпанским и Филиппом конфликта. Дело в том, что Филипп попросил позволения жить здесь у брата Иоанна – Андрея, который, как говорит житие сам «посохом своим очертил ему участок». Но Иоанн, узнав о Филиппе, воспротивился его поселению здесь и решил изгнать его со своих земель. Иоанн направляется к Филиппу, но при переправе через ручей Малый Ирап его конь встает как вкопанный, а затем, разъярившись от удара бичом, несет князя обратно и у церкви Николая Чудотворца (нынешнее село Никольское) сбрасывает Иоанна. Иоанн гибнет от удара о камень. Церковь не сохранилась, а щера, о которую князь ударился, до сих пор лежит (щера – это плоский камень, местный красный шпат, ими раньше выкладывали мостовые, лестничные ступени.). Такая щера лежала ступенькой и у входа в храм.

Далее князь Андрей для поминовения брата жалует Филиппу более просторный участок земли между ручьями, где Филипп ставит часовню, во имя святой Троицы, а также келью, а затем, при помощи местных жителей, и деревянную Троицкую церковь. Считается, что именно этот момент и был началом существования пустыни.

К сожалению, точной датировки смерти Филиппа не существует. Согласно одним данным, которые приводит, например иеромонах Антоний, преподобный Филипп скончался в 1527 году. По другим данным, годы смерти преподобного либо 1537 (как говорится в житии), либо 1538. Причем различно определяется и время основания самой обители. Либо это 1517 год, когда Филипп строит храм святой Троицы, либо это 1527, 1537 или 1538, то есть возможные годы его смерти. Из-за того, что неизвестна точная дата смерти преподобного, невозможно и точно определить, сколько лет он прожил на берегу Андоги.

В начале XVII века обитель переживает разорение литовцами. Происходит это в период между 1611 и 1618 годом. Деревянная обитель была практически полностью сожжена, «токмо церкви сохранились».

После разорения пустынь долгое время находилась в запустении, но постепенно она начинает отстраиваться вновь. В 1673 году сооружается новая деревянная церковь в честь Казанской иконы Богоматери. А в 1678 заново возводится деревянная Троицкая церковь, сгоревшая от удара молнии. Первый каменный храм появляется в обители в1699 году при настоятеле Филарете (Озадском). Строится он вместо деревянной Троицкой церкви. А в 1735 году при настоятеле Ионе возводится и каменная Казанская церковь.


Филиппо - Ирапская пустынь. Кельи..

Кельи

Храм Казанской Иконы Пресвятой Богородицы.

До шестидесятых годов XIX века монастырь оставался по преимуществу деревянным. Из каменных сооружений в нем были только здания храмов. Но после нескольких пожаров, последний из которых произошел в 1865 году, решено было все здания обители сделать из камня. До 1873 года возводится новая каменная ограда, несколько келейных корпусов, башни, множество хозяйственных построек (амбаров, конюшен, погребов). С 1870 по 1871 годы у Казанской церкви возводится новая шатровая восьмиугольная колокольня. Таким образом, всего лишь за несколько лет в пустыни возводится законченный каменный архитектурный ансамбль.

Во времена Советской власти в 1918 году на базе монастыря было образован совхоз, который управлялся заведующим светского звания. Обитель прекращает свое существование в 1927 году. В советское время здания пустыни использовались в качестве дома отдыха с клубом внутри храма, после Великой Отечественной войны – для дома-интерната инвалидов войны, а позднее дома престарелых. С 1974 года на территории пустыни располагался интернат для душевнобольных. Упраздняют его только в 1995 году и в этом же году передают вологодской епархии.

На восточной стороне монастыре на высоком берегу находиться установленный в месте нахождения мощей преподобного Филиппа, крест. На этом месте совсем не давно были найдены мощи преподобного Филиппа. Начались поиски в 99-м году. Отец Александр, бывший тогда настоятелем череповецкого Воскресенского собора, привез местных археологов. Они ничего не нашли. Потом приехала бригада специалистов из Генпрокуратуры. Которая при помощи документов найденных о. Александром нашла первоначально фундамент старой церкви, а когда начали расчищать площадку, мощи тут и вышли. Когда собрали останки вместе, то не досчитались костей позвоночника, ребер, некоторых частей рук. Это поляки постарались – в 1610 году они захватили пустынь, выкопали мощи и разбросали в разные стороны. Потом уже благочестивые люди собирали их...

27 ноября, 2000 года, в день, когда отмечается память преподобного, состоялось торжественное перенесение его мощей в Часовню на Советском проспекте города Череповца, где и были водружены они в специально изготовленную раку.

После осмотра монастыря, искупавшись, мы поехали дальше на север, в поселок Никольское. От Кадуя до Никольского идет асфальт. В поселке на месте слияния рек Шулма и Андога по рассказам местных жителей стояла церковь Николая Чудотворца. Но на данный момент на этом месте со слов местных жителей установлен только деревянный крест.


Место нахождения мощей преподобного Филиппа.

Троицкий соборный храм.

Памятный камень на берегу Ирапа.

В деревне Стан на берегу реки Шулма сохранились еще одни развалины церкви. Церковь из года в год все разваливается и разваливается. Совсем недавно где-то 2 месяца назад рухнул от древности каменный свод церкви. Из-за резких перепад температуры, этой зимы, кирпич практически рассыпается в руках. В советские времена церковь использовалась в качестве помещения для электростанции, там стояли генераторы для обеспечения поселка электроэнергией. Тут же рядышком стоит, как ни в чем не бывало нетронутый временем старый поповский дом.

После деревни Стан мы, откорректировав маршрут, поехали через деревни Чурово, Фаленская и Андроново в деревню Судаково. К этому времени температура воздуха все повышалась, солнышко уже припекало, и на улице было около 25 градусов, со значком плюс. Ветер был практически попутный. От Никольского до Судаково идет хорошая, но местами очень пыльная грунтовка. От деревни Судаково, места, где складируются вывезенные из леса бревна, отходят две дороги. Одна дорога идет на право, лесовозная, со свежезасохшими колеями грязи, а вторая начинается сразу-же за площадкой для складирования леса. Вторая дорога идет строго на север, через лес, до деревни Березовик. Дорога в относительно приличном состоянии, можно идти с велосипедом, а местами на возвышенностях даже ехать. В некоторых местах дорога частично залита водой и затянута болотной растительностью. Плохой участок дороги составляет примерно 4 километра.

Деревни по пути следования практически все нежилые, и оживают только в дачный сезон, когда кучи горожан как саранча оголодавшие за зиму от дефицита природы, целыми когортами десантируются на свои земельные участки и угодья.


Церковь в дер.Стан.

Дом приходского священика.

дер. Судаково

От деревни Березовик до моста через реку Шулма и деревни Дорка идет асфальт. Здесь под мостом мы и решили сделать привал. Река здесь мелкая, но нашелся небольшой омут, где мы с Максом немножко и охладились. Обед сварганили на газовой горелке Макса. От деревни Дорка, по грунтовке мы доехали до деревни Поповка и свернули на юг в сторону деревни Привалино. По дороге пришлось отремонтировать велосипед, оборвался тросик переключения скоростей. А у Макса от постоянной тряски выкрутился винт крепления крыла. От деревни Погорелка начался опять асфальт. Транспорта на дороге мало, оживленный трафик начинается от поселка Абаканово.

В центре Абаканово на высоком холме стоит Храм во имя святого пророка Илии. История Абакановского прихода насчитывает более 200 лет. Именно там, на территории вотчины Ростовского архиерейского дома, в 1790 году была построена деревянная церковь в честь Пророка Илии с деревянной колокольней. В 1885 году заложена каменная Ильинская церковь. Строилась она на средства прихожан. Автор проекта - академик архитектуры В. Пруссак. В плане церковь представляет собой крест - символ спасения. Церковь закрыта для богослужения в 1935 году органами советской власти якобы по просьбам трудящихся. В результате варварского отношения была разобрана колокольня, снесены купола, уничтожено внутреннее и внешнее убранство. Здание использовалось в качестве склада, клуба. С 1992 года по благословению архиепископа Максимилиана акционерное общество "Аммофос" провело за счёт своих средств и пожертвований прихожан реставрацию церкви, возвратив ей первоначальный вид.

Недалеко от Абаканово в районе деревни Кроминская стоят развалины церкви, но так как время поджимало, уже темнело, поэтому мы ограничились осмотром церкви только в Абаканово.

В 23.45 я уже был дома. За день пройдено 136 км. Из них грунтовок 42 км.


Храм во имя святого пророка Илии, пос.Абаканово.

Главная Вейв Раннер Походы Автор Форум Контакты


Hosted by uCoz