ГЛАВНАЯ

ПОХОДЫ

ФОРУМ

Я в КОНТАКТЕ

ВЕЛОРУСЬ

ФОТО

АВТОР

Контакты

Записки вояжера или на велосипеде вокруг моря.


 ШВЕЦИЯ

 НОРВЕГИЯ

 ДАНИЯ

 
ГЕРМАНИЯ

 ПОЛЬША

МАРШРУТ ПОХОДА : Санкт-Петербург (паром)-Стокгольм -Осло-Фредерикхавн-Копенгаген-Росток-Берлин-Кострин-Гданьск-Бранеево-Калининград -Санкт-Петербург

Планы на этот поход еще были построены в 2010 году. Планировал отпуск на май месяц и хотел за это время осуществить свою мечту объехать вокруг Балтийского моря на велосипеде.В связи с реформированием милиции планы могли накрыться медным тазом, но так как мне удалось занять первое место на конкурсе профессионального мастерства, руководство отнеслось ко мне благосклонно и отпустило в очередной отпуск. Виза у меня была оформлена заранее и сборы в поход, как и планирование маршрута, заняли минимум времени. Основной и главной задачей было за короткий промежуток времени объехать, как можно больше стран и сделать это, как можно дешевле. В этот раз решил посетить такие страны Европы, как Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Польша. Стартовать решил из столицы Швеции, города Стокгольм. Финишем был избран город Калининград. Были приобретены билеты туда и обратно на поезда, и на морской паром «Принцесса Анастасия» с Питера в Стокгольм. Предыдущие путешествия по Европе дали бесценные уроки, и теперь я был во всеоружии. Были приобретены и установлены передний багажник и две сумки на него. Крепеж сумок был неудобен, и в последствии это доставляло в пути определенные неудобства. Сумки часто на трясках выскакивали из креплений. Так как вес велосипеда с багажом для перевозки на пароме был не ограничен, то я умудренный личным опытом набрал с собой про запас продуктов (суп в пакетах, сахар, консервы).

Выехал из Череповца вечером, на поезде до Санкт-Петербурга. В Питере погода стояла хорошая. К 15 часам приехал на Морской вокзал для регистрации на рейс. В этот раз в плавание собралось очень много народу и преимущественно это были пенсионеры. Проходила какая то акция, и пенсионеры с провожатыми могли сплавать в Стокгольм бесплатно. Посадка на паром «Принцесса Анастасия» проходила традиционно, как и все у нас в России с большими очередями. Народ роптал недовольно, но одновременно это обстоятельство людей и сближает, так как виновником всего, как обычно оказывается наша несовершенная государственная власть с ее чиновничьем аппаратом. Думаете, очереди из-за того, что тщательно все проверяют, а нет, вся тягомотина из-за плохой организации труда на Морском вокзале. Как обычно работает один человек, а кучка стоит и дурака валяет. На борт можно пронести все, что угодно и это не идет в сравнение с работой израильских спецслужб, где тебя и твой багаж протрясут через «решето» досмотров и обысков. Ну, у нас в России, как в поговорке «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», как в аэропорту Домодедово прогремел взрыв, так теперь на Ярославском вокзале Москвы тишина и спокойствие в ночное время. Полупустой вокзал, а не то, что раньше – международный притон для маргиналов. Пройдя регистрацию и досмотр, загнал свой велосипед на грузовую палубу и пошел обживать свою каюту под номером 2013. В каюте ехал в этот раз один. Гулять по парому не хотелось, так как все уже было знакомо, по этому вскипятив кипятильником воду и попив кофе в 19 час лег спать.

Проснулся в 4 утра и пошел гулять по палубе. Около 9 утра поднялся ветер и начало заметно болтать судно. Появились симптомы «токсикоза» и пришлось в каюте принимать горизонтальное положение. В 14 часов из открытого моря вошли в прибрежные воды, усеянные разнокалиберными островами. Паром приплыл с опозданием в полчаса. Автомобилей было мало, и пограничный контроль прошел очень быстро. На КПП меня что-то спросили, поставили печать в паспорт, и я поехал в город. Поколесив по городу, и не найдя информационного центра, поехал искать место для ночевки. Поехал в облюбованный мной год назад парк, в котором во всю порхали комары, хорошо еще прохладный воздух остужал их кровожадные намерения.

Проснулся рано, было прохладно и такое ощущение, что ночью и не темнело. Видно пора белых ночей была еще в разгаре. Решил сразу ехать на выезд из города. Как выяснилось потом, поехал не по той дороге. Пока снимал на камеру морские пейзажи с меня сдуло ветром кепку - это уже вторая кепка, утерянная мною в морях. Первая утонула в Черном море.Целый день плутал по городу и его пригородам, эти автомагистрали всю «малину» портят. По ним ехать нельзя, а как их объехать не понятно. Хорошо еще была карта центра Стокгольма, да ребята в нарядных футболках вручили мне пакет с каким то барахлом. Как позже выяснилось, в пакете лежала карта велодорожек Стокгольма, пакетик сока и энергетические таблетки, ну и в довесок велосипедная рекламная продукция. Чем плутать, лучше регулярно спрашивать прохожих куда ехать. После их советов дело пошло быстрее, и продвигаться стал ощутимо шустрее и в нужном направлении. Советую спрашивать дорогу только у пешеходов или велосипедистов, так как автолюбителям любые дороги хороши. Один меня послал так в неправильном направлении, хорошо братья велосипедисты на каждом шагу попадаются, направили на путь истинный. В Jakobsberge запасся продуктами, а в библиотеке воспользовался бесплатным интернетом. Для допуска во всемирную паутину с меня потребовали только паспорт. После сеанса связи с Родиной поехал в сторону города Enkoping. Ночевал на берегу какого-то водоема, поставив палатку на пляже. Какой-то бдительный швед, подвергнув меня допросу, успокоился и ушел во свояси.

Ночью было прохладно. Утром проснулся от солнышка, которое согревало своими лучами меня в палатке. Перекусив, выехал в путь. На улице стало ощутимо теплее, ветер дует не так сильно, как днем ранее. Сегодня ехал с флагом «Велорусь». Шведы безмолвствуют, не сравнить с израильтянами которые постоянно сигналят, завидев флаг. Вероятно, российский триколор им знаком лучше. По дороге то и дело стоят красивые каменные церкви в хорошем ухоженном состоянии. На территории у церквей расположены кладбища, кругом каменные плиты, зеленная трава. Везде порядок и тишина. Память предков здесь чтят не на словах, а на деле. Если у нас кладбища напоминают братские могилы, то здесь у каждого усопшего индивида или его семьи есть своя «собственность», т.е место где он может покоиться в мире и покое. Там можно спокойно ходить и наслаждаться безмолвным миром усопших душ. Как мы в России при жизни обитаем в многоэтажных клетушках, так и на кладбище у нас у каждого своя квадратная жилплощадь, огороженная с перспективой на оставшихся в живых членов семьи. Флаг привлекает внимание окружающих и люди проявляют интерес. Пока ходил за гамбургером, на взятый ранее картофель - фри напали галки, они здесь, похоже, за место голубей. Шведы, заметив такой беспредел в отношении моего картофеля, сразу закричали и начали отгонять наглых галок. Поблагодарил шведов, и получил от их заботы кучу приятных эмоций.

Перекусив, поехал в напрвлении Вестерос, дороги стараюсь выбирать подальше от автомагистралей. Из-за большого количества автомагистралей, по которым мне запрещено двигаться постоянно путаюсь на местности и теряю время. В Вестерас долго плутал по городу пока не нашел выезд на дорогу №66, пришлось несколько раз консультироваться у местных жителей. На выезде из города остановился в лесу и попил чаю. Начинает появляться мусор, не все так кристально чисто у них, как кажется на первый взгляд. В районе Рамнес устроился на ночлег. На небе ходят тучки, а к вечеру начал накрапывать дождик. Целый день болит голова, немного ноет зуб. Начинают домогаться комарики.

С утра идет мелкий дождь. Решил сегодня поваляться в палатке, раз погода располагает к отдыху. Выехал только в час дня. Дорога шла по лесу, по сторонам постоянно попадаются озера. Часто проезжают на автокемперах шведы, стоянки у озер заняты машинами с рыбаками. Сегодня была пятница, и народ во всю готовился к отдыху. В Шинскатеберге сфотографировал церковь и осмотрел ее изнутри. Убранство церкви выглядит намного аскетичнее, чем в наших церквях. Ветер почти все время в лицо, начались подъемы с небольшими серпантинчиками. Машин попадается на встречу очень мало. Остановился на ночлег за городом Коппарберг. Проезжал его уж в сумерках и пожалел, что не попал в него днем - очень красивый патриархальный городок. Похоже, просчитался с километражем и планы придется корректировать однозначно, по ходу путешествия.

Выехал только в десять часов, погода переменная, то светит солнышко, то наползают тучи. Ветер холодный и дует преимущественно мне в лицо. Дорога, как обычно в прекрасном состоянии, постоянно попадаются озера и припаркованные на стоянках автомобили рыбаков. Часто встречаются делянки вырубленного леса. По пути выпил кофе, в каком то небольшом поселении. При покупке кофе разговорился с двумя литовцами, которые здесь зарабатывают на жизнь евроремонтами. С их слов, на родине заработать деньги сложно, а здесь им платят хорошо. Швеция после Норвегии вторая страна в Европе, где хорошие заработные платы. В Хелефорсе, в центре городка меня обступила кучка азиатов, расспрашивая, откуда я и куда еду. Азиаты и европейцы очень контрастируют между собой. Европейцы сдержанные, вежливые хоть им и интересно, но они держат себя в рамках приличия. Азиаты, наоборот, в этом отношении более наглые и бесцеремонные, действуют по формуле: увидел-захотел-потрогал!! При подъезде к Филлипстаду начал накрапывать дождик. Выходной день - шведов не видно, то ли погода плохая, то ли они любители проводить свободное от работы время дома. Встречный ветер выдувает все силы из организма, идут постоянные подъемы, дождь все не прекращается. Решил «плюнуть» на запланированные сто километров, которые я планировал проезжать регулярно каждый день. Набрал воды в озере, заехал по грунтовке в лес и разбил лагерь. Под мелким дождем поставил палатку и залез туда вместе с вещами.

Дождь лил всю ночь, утром как обычно, не смотря на блуждающие тучи, выглядывало солнце. Первые двадцать километров до Молькома дорога шла преимущественно под уклон. По сторонам как всегда шли нескончаемой чередой озера, на полях сидят гуси, лебеди, утки. Перекусив в Малькоме, поехал в сторону Сунна. Путь пролегал у меня по второстепенной дороге и указатели встречались мало, поэтому нужный поворот я проскочил. Пришлось сворачивать на грунтовку и ехать до пересечения с 62 дорогой. Грунтовки здесь не сравнить с нашими «стиральными досками». В горах подальше от основных дорог очень красиво. Сегодня хотел доехать до Сунны, шведских крон оставалось на один день, но я уже подъезжал к границе с Норвегией. По пути часто останавливал шведов и спрашивал дорогу, особенно на перекрестках, так как автомобильная карта не содержит все данные о второстепенных дорогах и маленьких населенных пунктах, которых попадается по пути предостаточно. На ночевку остановился около города Сунна.

Ночью накрапывал дождь, и выехал только в 10 часов утра. Через сорок километров сделал привал и попил чайку. По приезду в Шарлотенберг первым делом пошел в библиотеку, где вышел на связь с Родиной, напомнив всем о своем существовании. Очень сильно меня волновал процесс пересечения границы, так как я не знал можно ли переходить ее в данном месте. Кроме этого меня еще волновал вопрос, входят ли Польша и Германия в страны Шенгенского соглашения. Получив консультацию у питерских друзей через интернет, пошел тратить оставшиеся кроны в магазин. В Норвегии своя валюта и шведские кроны там уже не понадобятся. Пересечение границы заняло минимум времени, так как документы там никто не проверяет. Граница представляет из себя переезд с красным и зеленым коридором. Если нужно, что-то декларировать едешь по красному, если ничего не нужно проезжаешь через зеленый коридор, не останавливаясь. Тут же обустроен большой паркинг для туристов, хостеллы, точки общепита, информационные стенды. Разницу между Швецией и Норвегией не заметил, только мусора вдоль дорог стало больше.

Ночью шел дождь, спал плохо и проснулся в 5 утра. Выехал только в 10 часов, сразу же начался дождь, который прекратился только в полдень. Местной валюты нет, поэтому на заправке расплачивался за кофе банковской картой. На въезде в Осло, у каких то кавказцев перекусил гамбургером. Оплачивать пришлось евро, так как карту к оплате они не принимали, пришлось отдать семь евро. Думаю, переплатил, но что поделать, обменивать евро на кроны не хотелось, так как в Осло задерживаться не собирался. Велодорожками добрался до центра Осло. Город очень большой и сильно отличается от Стокгольма, здесь и попрошайки кругом, и детей безнадзорных много встречается, а люди кругом всех мастей и расцветок. Очень много велосипедистов, снуют себе как муравьи туда – сюда. Все как-то гармонично, несмотря на узкие дороги и большое количество велосипедистов, пешеходов и машин, и никто друг другу не мешает. Ночевать в городе не хотелось, так как найти удобное для этого место было проблематично. При помощи прохожих добрался до морского терминала, где приобрел билет на паром Oslo-Frederkhavn отходящий в 19:30 - часов. Билет обошелся мне в 995 крон, из них провоз велосипеда стоил 115 крон.Похоже, за каюту переплатил, можно было купить дешевле, а так плыл одну ночь в четырех местной каюте в одиночку. Вообщем, учите люди иностранный язык и сэкономите свои сбережения! Наконец-то по человечески помылся! Паром приплывал в Данию утром.

Высадился в восемь утра на севере полуострова Ютландия, в порту Frederikhavn. Тихий и уютный городок на берегу пролива Каттегат. Пустынные утренние улицы, не работающие магазины и приветливое кафе, где я выпил кофе с выпечкой. В Дании своя валюта – датская крона и мне пришлось расплачиваться банковской картой. Дождавшись открытия банка и как в России постояв в очереди, но с одним плюсом, что очередь электронная и не надо спрашивать, кто тут последний, а нажимаешь кнопочку, получаешь бумажку с номером и ждешь, когда на табло загорится твой номер. Обменял 70 евро. В библиотеке просидел целый час в интернете, напомнив в Контакте о своем существовании. На улице светило солнышко, но дул холодный ветер. Вдалеке видел цепочку велотуристов едущих в своем только им известном направлении. По сравнению с Норвегией и Швецией Дания мне понравилась больше. Дорога идет вдоль моря, машин мало. По пути остановился на поляне рядом с дорогой, позагорал, высушил палатку мокрую еще с Норвегии и перекусил бутербродами. Сегодня напрягаться не хотелось, поэтому в семнадцать часов уже начал искать место для ночевки. Это оказалось проблематично - хорошие, удобные для меня места находились все на частных территориях. Наконец-то, в каком то облагороженном лесочке, согнав парочку парнокопытных животных, устроился на ночлег.

На следующее утро выехал только в десять часов, хотел сегодня покупаться в море, поэтому свернув с дороги, на первом же удобном повороте выехал на побережье. Дикий песчаный пляж, усеянный медузами и оборудованная парковка для автомобилей и тут же туалет, водопровод, душ. Постирав в раковине, в холодной воде белье развесил его на веревку и пошел купаться. Вода холодная, хорошо еще солнышко пригревает слегка. По пляжу блуждают одинокие туристы. Перекусив, двинулся дальше в путь. То ли расслабился совсем, то ли усталость накатила, но ползу еле - еле. Кругом великолепные пейзажи и все время приходится останавливаться и фотографировать. В местечке Hals переправился на пароме через реку, заплатив за это удовольствие восемнадцать крон. Цены в Дании ощутимо дороже, чем в других до этого пройденных странах. Целый день солнце, но на ветру тепло сильно не ощущается, обгорели руки, уши традиционно в волдырях. На ночевку остановился в районе местечка Udbyhoj.

Хоть и сомневался, ходит ли паром в данном месте, но оказалось, что несмотря на маленький трафик движения по дороге, паром ходит достаточно регулярно. Переезд через залив обошелся мне в 20 крон. Кругом все поля засеяны, работают автоматические поливальные машины, создавая струями воды мириады радуг. Сегодня в планах было добраться до местечка Ebeltoft и оттуда морским паромом перебраться на остров Зеландия, на восточном побережье которого расположен город Копенгаген. Катилось хорошо, ветер был попутный, и к 15 часам проехав 80 км, я доехал до точки своего назначения. Переправа через пролив Сансе-Бельт сегодня не планировалась, но так как я приехал рано я решил переправится в Зеландию сегодня. Билет обошелся мне в 349 крон, оплатил его банковской картой. В 16 часов началась посадка на морской паром, на подводных крыльях. Расстояние примерно в 80 км мы проплыли за один час. За это время я успел попить кофе с пирогом и этим же кофе облиться. Сидящий через несколько рядов мужчина мгновенно подскочил ко мне и предложил мне вытерется салфетками. Культура, блин!!!! Нравится мне это!!! Самое интересное, что на тебя никто нагло не пялятся, как в России, но все видят и предлагают когда нужно свою помощь. Похоже, летняя погода устаканилась, постоянно солнце, температура днем около 30 градусов, но из-за постоянно дующих ветров такого пекла, как у нас не наблюдается. На ночевку остановился рядом со стоянкой для машин. Тихое безлюдное место, действующий туалет, красивый вид на море.

Утро было солнечное, решил сегодня в Копенгаген не въезжать, тем более до него оставалось около 90 км. Проехав с десяток километров, наткнулся на канал с пресной водой в котором я искупался. Ближе к столице машин становится все больше, но так как выходной день то основной поток машин идет из города. Пляжей оборудованных душевыми не нашел, поэтому решил в море не купаться, ехать соленым не хотелось. Посидел на берегу моря и попил пивка. Датчане во всю отдыхают: играют в гольф, катаются на лодках, яхтах, велосипедах. В 15 часов выехал в направлении Roskilde, катилось сегодня тяжело. По дороге встретил двух велотуристов: парня с девушкой. Общаться с ними не хотелось, да и планы и темп движения были у нас разные. В Roskilde слегка заблудился, и пришлось сделать крюк, намотав лишние километры. До Копенгагена оставалось около 25 километров, и я в 18 час остановился на ночевку, в кустах, рядом с какой-то заброшенной лачугой. Решил крупные города брать штурмом только с утра, так как усталость меньше и города нравятся намного больше, когда у тебя еще полно сил, тем более вечерами темнеет быстро, а место для ночевки не так легко найти.

Ночь прошла спокойно, выехал в 8 утра, дорога пустынна. В Копенгаген въехал в 10 часов утра. С утра малолюдно, кучи неубранного мусора на улицах. Везде велосипедные дорожки, а по сравнению с другими столицами Скандинавии - это просто велосипедный рай. Около железнодорожного вокзала вся площадь заставлена велосипедами, они сотнями стоят, некоторые видно, что находятся уже здесь давно и никому не нужны. Лежат на улицах бездомные люди, ходят попрошайки. Покатавшись по центру города и сфотографировав местные достопримечательности, поехал на выезд из города.Узнавая путь на выезд из города познакомился с Ричардом- поляком пенсионером, который уже больше 30 лет живет в Дании. Проработав учителем, он получает пенсию в 900 евро, а моя мама его ровесница, проработавшая учителем всю жизнь, в России получает 150 евро. Вот и делайте выводы, где на деле о людях думают, а где только воздушные обещания дают. Выехав из города заехал на пляж, покупаться в море. Затарился продуктами в магазине РЕМА 1000. Эта сеть магазинов, и продукты там намного дешевле, ну а очереди в кассу естественно есть. Окружающая местность вся заселена людьми, и найти место для ночлега очень тяжело. Пришлось заехать во двор заброшенного, как мне показалось дома, но к вечеру вдруг неожиданно появился хозяин, вероятно кто-то из соседей слил информацию о том, что я расположился возле дома и хозяину пришлось приехать с проверкой. Пришлось извиняться и объяснять, что я «Руссо туристо, облико морале!». Домовладелец отреагировал на мою палатку во дворе дома нормально и предложил помощь, в помощи я не нуждался и поужинав лег спать.

Проснувшись утром, около дома хозяйской машины не обнаружил. Начали набегать тучи, ветер сегодня был встречный. Было душно и парило, начала болеть голова. Было два варианта: то ли погода меняется, то ли вино было плохим. Пересек пролив, соединяющий два острова Зеландия и Фальстер, по мосту длиной около 4 километров и решил сделать привал. Ехалось тяжело, было жарко, вода у меня кончилась, когда была возможность запастись водой, я поленился, и теперь пришлось ее покупать в магазине. Найдя укромное местечко, перекусил и несколько часов проспал. Выехал около пяти часов вечера, теперь двигаться было намного легче. Доехав до города Нукобинг, заметил мрачную тучу жадно поглощающую царство света. Вот оказывается, почему сегодня голова болела, и на сон клонило. Отъехав от города, на десять километров, успел поставить на какой - то строительной площадке палатку. Вечером начался ливень, гремел гром, сверкали молнии.

Выехал сегодня рано, хотелось не опоздать на паром. Небо было затянуто тучами, и стоял туман. До пристани было около 15 километров, и я проехал их в течение часа. Сегодня я покидал Данию и должен был высадиться в Германии. Пассажиров на паром было мало, вероятно на неделе этот способ передвижения спросом не пользуется. Билет обошелся мне в 120 крон, оплачивал его банковской картой. Паром отходил в 9 утра и расстояние до Германии в 62 км должен был проплыть за два часа. При посадке опять начался дождь и уже не прекращался до вечера. На пароме истратил за завтраком последние кроны. Хитрые европейцы перед высадкой пассажиров запирают все кабинки в туалетах, вероятно, что бы зайцы не прятались на следующий рейс. Высаживался под дождем. Карты города не было и пришлось ориентироваться по автомобильной карте большого масштаба. Кататься по городу в дождь не хотелось, и поэтому сразу же поехал на выезд из города. Как выбраться на нужную мне 105 автодорогу не знал, поэтому поехал по автомагистрали. Если в предыдущих странах полиции я не видел, то здесь она сама меня нашла тогда, когда я уже съехал с автомагистрали на нужную мне дорогу, и решил переждать дождь в Макдональдсе. Только припарковался у Макдональдса, как появляется с мигалками машина полиции, я конечно понял, что нарушил, но что поделать, а куда деться? Все преимущества на дорогах только у авто! Полицейские «погрозили мне пальцем» сказали на немецком языке, что я «плохой мальчик» и покали нужное мне направление движения. Хотя помощь их мне уже не требовалась! А что со мной они могут сделать, да практически ни чего, с иностранцем, да еще с велосипедом это одни лишние проблемы. Перекусив в кафе, я все-таки определился с маршрутом дальнейшего движения. Времени было достаточно, и я решил заглянуть в Берлин, хотя сомнения все-таки терзали меня. Взял курс на Берлин и кантрийными дорогами, по территории бывшей ГДР отправился в путь. В каком то интернет - кафе вышел на связь с родиной, подав весточку о себе. Интернет оказался платным, по этому сеанс связи длился недолго. К вечеру опять начал искать пристанище на ночь. Все поля засеяны, а в перелесках в основном стоят жилые дома. Решил расположиться под ветряком (ветрогенератором), здесь их много встречается. Вечером опять начал накрапывать дождик, но все-таки просушить палатку и вещи успел.

Ветряки ночью автоматически включались и создавали шум, но спать не мешали. Выехал только в 10 утра. Ветер сегодня дул в спину и ехалось легко, кроме этого хорошо припекало солнышко. Вдоль дороги в деревнях часто попадаются гнезда с аистами. Местность потихоньку становится холмистой. В Тетерове посетил старинную церковь, чуть ли не 12 века. По сравнению с нашими церквями убранство церкви более аскетично. В Церкви не надо стоять и мучаться от усталости, слушая проповедь, а можно спокойно сидеть на скамьях которых великое множество. За 2 евро сфотографировал интерьер церкви и поехал перекусить в кафе. Цены здесь ощутимо дешевле, чем в Скандинавии. В Германии мне все больше и больше нравится. ВЕЗДЕ ЧИСТОТА. Дороги хорошие, ни капли лишнего асфальта. Идут две противоположные полосы движения в и никакой тебе обочины. Водители, не смотря на узкую дорогу взаимовежливы, и даже не смотря на мою тихоходность и невозможность меня обогнать тащатся терпеливо за мной, пока не возникнет лазейка меня обогнать, и никаких тебе сигналов и матов из кабины как в России. Вдоль дороги идут деревья, на каждом дереве свой номерок, не знаю зачем, но вероятно это нужно для порядка и сохранности. Опять начал накрапывать дождик. Заметив в стороне церковь, решил ее обследовать. Церковь используется редко, двери открыты на полу мусор, но в зале все готово для богослужения. Поднялся на колокольню и нашел в хорошем состоянии башенные механические часы с табличкой, на которой указан год изготовления часов – 1937. Рядом стоят два колокола – медный и стальной. У нас бы это ничто не сохранилось. Все колхозное значит ни чье, и зачем его тогда беречь. Несмотря на то, что - это территория ГДР, коммунисты не смогли испоганить мозги немецкого народа и обратить их в свою разрушительную веру. Я вот думаю, победили мы в войне или проиграли? Германия которая проиграла две войны подряд выплатила контрибуции, восстановила свою экономику и опять «на коне», ну а мы как жили в бардаке так и живем. От города Варев (Мюриц) решил ехать через Мюрицкий национальный парк. По всему парку устроены велодорожки и туристические тропы. Стоят указатели, оборудованы места отдыха и ночлега. Любой желающий может взять в прокат велосипед. Проехав малолюдный парк остановился на берегу озера Мюриц, рядом с деревушкой БОЕК. Моросил дождь, а к вечеру еще и ветер поменялся на северный, несмотря на это наконец-то помылся в пресной воде. Немцы в сравнении со скандинавами более открыты и раскованы и поведением смахивают на русских.

Всю ночь дул сильный ветер с озера, но утром опять светило солнышко. Одежда, выстиранная с вечера, успела высохнуть на ветру. Утром пришли два немца-кайтиста, полетать по волнам. Интересное ощущение сидеть в палатке и слышать немецкую речь, как в кино партизаны в засаде сидят, а тут немецкий патруль идет. Выехал в 9 утра, прохладно. Дорогу на Берлин выбираю в стороне от главных магистралей, поэтому кругом постоянно идут красивые ландшафты. Озера - соединяющиеся между собой каналами и множество катающихся на катерах и лодках аборигенов. Много велосипедных дорожек. Города в основном все похожи своей архитектурой и европейским укладом жизни. Больше всего мне нравится посещать местные церкви, чаще всего они открыты и безлюдны внутри. Практически во всех церквях висят мемориальные списки погибших местных жителей в годы первой и второй мировой войны. Разговорился с немцем, который предложил мне помощь, когда я растерянно стоял на перекрестке с картой и пытался выбрать правильное направление движения. Оказалось, что он в школе, во времена ГДР учил русский язык и хорошо меня понимает. Часто попадаются памятники установленные в память погибшим немцам в первой мировой войне и советским солдатам погибшим во второй мировой войне. Обычно они стоят вместе. Спереди советским солдатам, сзади немецким. Сломался задний тормоз, теперь торможу только передним.

10 июня наконец-то въехал в Берлин, долго плутал по пригороду что – бы добраться до Рейхстага. Карты города не было и пришлось обращаться к немецким товарищам, которые с удовольствием оказали мне помощь, хотя объясниться и понять их было сложно. Один немецкий велосипедист проводил меня до самого Рейхстага. Площадь перед Рейхстагом забита туристами всех цветов и расцветок. В Рейхстаг на экскурсию меня не пустили, сказали, что нужно для посещения регистрироваться через интернет. Здание рейхстага показалось мне не таким уж большим, как показывают его в кино. Около Бранденбургских ворот познакомился с Габо - молодым дагестанцем, который уже пять лет, как живет в Берлине. Снимает квартиру за 700 евро и обратно на родину, на заработную плату в 100 евро ему возвращаться неохота. Говорит, что уже перевез сюда всю свою семью. На данный момент, в форме солдата армии ГДР зарабатывал деньги, фотографируясь с туристами, а мне на память подарил немецкую фуражку. Вот вроде было соединение двух Германий в одно целое, была разрушена берлинская стена, а почему-то в целости и сохранности остались памятники советских времен? Почему их никто не разрушает и не сносит, не переименовывает улицы? Почему все здесь цивилизовано проходит, без вандализма и бессмысленных разрушений? Поехал на выезд из города, искать пришлось его долго. Перекусил в булочной, цены здесь на выпечку дешевые и мое любимое кофе всегда продается. В качестве сувенира купил немецкий флаг. Проехал вдоль берлинской стены в бытность разделяющую ФРГ и ГДР, теперь она вся изрисована разными политическими рисунками. Опять блуждания по дорогам и проклятые знаки запрещающие велосипедистам ехать по дорогам. Обнаружил на себе клеща, маленький такой, не знаю правда - успел укусить или нет.

Выехал в 9 часов, сегодня должен был пересечь границу с Польшей. По дороге перекусил в булочной, удалось выйти на связь с родиной через интернет. Попал в кафе перед обедом, и через десять минут по сигналу колокола на церкви меня с немецкой пунктуальностью попросили удалиться. Не доезжая 12 километров до границы, был остановлен немецким пенсионером, который пояснил, что дальше ехать нельзя, так как там полиция, надо говорит в объезд. Пришлось послушать его и сделать крюк, так как по автомагистрали бы все равно не дали спокойно ехать. Чем ближе к границе, тем больше запустение, встречаются брошенные дома. Появились граффити на стенах и на домах. В 14 час пересек границу, были волнения, что кто нибудь, что нибудь будет проверять, но никому я был не нужен. Граница проходит по реке Одер. О границе напоминают только знаки, сообщающие о километраже до границы и пограничные знаки на мосту. На Польском берегу стоят развалины старейшей крепости Германии - Кюстрин. Крепость была построена у слияния рек Одера и Варты. Побродив по полуразрушенным бастионам, поехал в город искать обменник. Пересекаешь границу и понимаешь, что попал в Россию перестроечных времен. Разбитые дороги, исписанные и изрисованные стены, разрушенные дома, мусор. В обменном пункте поменял евро на местные злоты. По дороге углядел мастерскую по ремонту компьютеров, решил, что там должен быть интернет, и угадал. Хозяин заведения разрешил мне воспользоваться Интернетом, хотя такие услуги ни кому не оказывал, и напоил еще меня кофе. В благодарность заплатил ему 4 евро, хотя он оплатой и не напрягал, но и от денег не отказался. Как пояснил мне хозяин мастерской, с интернетом в глухомани проблема, а у меня путь, похоже, и пролегал через эту глухомань. По дороге на автозаправочной станции приобрел карту Польши, цены здесь как в России. Держу направление на Эблонг. Несмотря на разбитые дороги, и на часто попадающие могильные кресты вдоль дорог машины ездят здесь безумно. Польша страна набожная, практически на всех перекрестках дорог стоят высокие кресты, или фигуры Христа и Матки Бозки. На ночлег остановился около какого-то безымянного озера рядом с деревней. До финиша остается около 600 км.

Покупавшись, утром выехал в путь, торопится некуда, но ехать нужно все равно. Похоже в Польше сегодня какой-то религиозный праздник. Все кресты у дорог украшены лентами, стоят банки со свечками, в церквях идет служба. Церкви здесь в каждой деревне и народ в них толпится. Еду в направлении Гданьска, магазины все закрыты в связи с праздником, вот ведь настоящие традиции, как в Израиле Шабат! На выезде с Барлиенга перепутал направление и поехал не в ту сторону, через 14 километров очухался, и вернулся обратно, а катилось по ветру очень хорошо. Обратно пришлось ехать навстречу ветру, поэтому решил срезать дорогой через лес. В лесу тишина, куча отвороток и не одного указателя. Слегка поплутав все - таки выехал к людям. Люди здесь как в России общительные и любопытные. Польский язык слегка похож на русский и друг друга понимать легко. Погода стоит жаркая, но не очень это ощущается, может здесь воздух суше, а может я адаптировался к жизни на природе. Еду в велоформе с надписью Россия и флажками Дании и Германии – народ постоянно оборачивается на меня. В городах часто попадаются велодорожки, но велосипедистов здесь мало. Крюк вышел в дополнительные 25 километров и на ночевку пришлось останавливаться в неудобном месте.

Ночью было холодно. Утром обнаружил полуспущенное колесо. По дороге купил носков, они здесь хорошего качества и стоят дешево. Устроил дневку у озера, и заменил постоянно спускающую камеру. Обнаружилась дыра в покрышке, пришлось клеить. Ветер дует попутный и катится хорошо, народ пялится на меня во все глаза. Остановился на ночевку опять у озера, их здесь много, правда, комаров тоже превеликое множество. Утром проснулся с канонадой, видно рядышком польская армия проводит учения. Торопится некуда, до поезда времени еще достаточно. Хочу - не хочу, а по 90 километров в день все равно проезжаю. Чем ближе к границе, тем дороги становятся лучше, да и разрушенных и запущенных домов стало меньше. В каждой деревушке стоит церковь, если не церковь, то обязательно крест на перекрестке. Почти у каждой церкви оборудован пещера – прообраз пещеры, где Мария родила Иисуса. Вечером рядом с городом Bialy Bor остановился на ночевку у озера. Хотя светит солнышко из-за ветра все равно прохладно. Помылся, постирался и поменял покрышки местами. Задняя покрышка протерлась до дыр. Утром появились лесники и пояснили, что ставить палатки здесь нельзя, поэтому пришлось срочно ретироваться. Города становятся все крупнее, а ассортимент товаров все разнообразнее. Наконец- то нашел веломагазин, где приобрел велоперчатки. На шорты валюты не хватило, и пришлось ехать искать банк. С карты оплатить товар в мелких магазинах почти не реально, как и в России. Пока ездил менять валюту, магазин начал закрываться и товар мне начали показывать с недовольным видом, примерочной вообще не оказалось. Вообще в небольших населенных пунктах люди были приветливее, здесь же на тебя смотрят как на помеху их работе. Никто с тобой не здоровается и спасибо тебе не говорит.

Ночью шел небольшой дождь. Постоянно над головой пролетают самолеты, вероятно рядом аэропорт Гданьска. Выехал в 11 час, небо было покрыто тучами. При попутном ветре быстро доехал до пригорода Гданьска. В городе меня остановило польское телевидение и взяло интервью. Покатавшись по центру и накупив сувениров я поднялся на смотровую площадку ратуши Главного города расположенную на высоте 50 метров (5 злотых), откуда открывается вид на весь город. Притом пропустили меня на халяву, т.е заплатил я только 5 злотых , хотя за вход в храм еще надо заплатить 3 злотых. Встретил двух русских туристов, мужчину и женщину, они путешествуют на автомобиле. Они меня опознали по российской символике на футболке. Пропетляв по городу выехал в направлении города Elblag, дальше поеду вдоль моря. По пути в супермаркете купил баночку кофе и футболку. На ночевку остановился на берегу реки Nogat, рядом с футбольным полем.

С утра практически не переставая, лил дождь, небо затянуто серыми тучами. Просидел целый день в палатке. Приходится экономить воду, так как вода в реке соленая. Видно смешивается с морской водой, так как тут до моря рукой подать. Выехал только в 17 часов. Торопится некуда, времени до финиша еще предостаточно. В Swibno подкупил продуктов, заправился водой и переправился на пароме за 5 злотых на другой берег реки. Начались курортные места. Несмотря на плохую погоду, гуляет народ, берег чистый и не застроен жилищами. Поселок MikoSzewo застроен небольшими отелями. Много дорожек для пешеходов и велосипедистов с выездом к морю. Для автотранспорта проезд ограничен, да еще и платный иногда. Прохладно, и купаться в море не хочется. Забрался в лес подальше от народа и расположился на ночлег.

Утром светило солнышко, щедро облучая меня ультрафиолетом. Сходил покупаться в море. Вроде на дворе лето, а вода до сих пор холодная. Морская жизнь в воде отсутствует. По берегу уже ходят босоногие отдыхающие. Выехал в путь около 8 час утра. В церквях уже идет служба. Около 12 час дня уже был в Elblage - это последний крупный город на пути к границе. В городе шел какой-то праздник, выступали какие-то местные плясовые коллективы, работала ярмарка. Местный храм был забит народом. Купил на блошином рынке себе колокольчик на память, и на последние злотые еды. Воскресенье – основная масса магазинов закрыта, банки не работают. С карты деньги снимать не хотелось. Так как времени было предостаточно до конца похода, решил сделать крюк вдоль моря и выехать к Braniewo, к пункту пересечения границы. По дороге к морю начались небольшие серпантинчики. Доехав по асфальту до моря, поехал по грунтовке вдоль железной дороги. Вода здесь в море теплая, так как это залив Балтийского моря. Около 17 часов пришлось разбивать лагерь на парковке для автомобилей, так как надвигалась грозовая туча. Надеюсь, лесники не выгонят, так как это территория парка.

С утра опять поливал дождь и выехал только в 9 часов утра. Грунтовками через 15 км выехал к городу Frombork, расположенному на берегу Вислинского залива. До этого пришлось попетлять по лесам. Безлюдные лесные дороги, отсутствие указателей, хорошо, что еще встретил на хуторе поляка, который и показал дорогу. Городок оказался очень красивым. В центре города расположена крепость с размещенным внутри кафедральным собором. Сейчас Frombork больше известен как город, где часть своей жизни провёл Николай Коперник. Он жил в нем с 1510 года и до своей смерти в 1543 году. В одной из башен стены, окружающей собор, им была оборудована обсерватория, библиотека и помещение для хранения астрономических инструментов.Местной валюты у меня уже не оставалось, а сходить внутрь собора хотелось. Интересно, что днем собор выполняет функции музея, а по вечерам и в выходные дни там собирается все население городка и идет служба. Решил остаться на ночь в городе, тем более аккумуляторы на фотоаппарате совсем разрядились. Обменял 30 евро на местном почтамте. В городе нашел дом с надписью «Kwateru Prywatne», где мне предложили комнату со всеми удобствами (душ, телевизор, кухня общая) за 50 злотых (500 рублей). В гостиницах цены здесь дороже минимум, как в два раза. Велосипед удобно поместился во двор дома, а на ночь хозяйка заведения разрешила его поставить на кухню. Кухня оборудована всеми бытовыми приборами для приготовления пищи и посудой. Пользуйся сколько хочешь, и никто тебя не ограничивает, главное оставлять за собой порядок. Зарядив аккумулятор, поехал на экскурсию в собор. Билет в архикафедральный собор и вход на смотровую башню (70 метров) обошлись мне в 12 злотых (120 рублей) - практически бесплатно. В сравнении с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге - это не идет ни в какое сравнение. В городе встречается много польских велотуристов, все куда то едут. Погода сегодня из-за постоянного ветра холодная, иногда накрапывает дождик. К вечеру в гостиницу поселился еще один велотурист – поляк преклонного возраста.

Выехал сегодня рано, в планах было пересечь границу и вернуться на родину. До Braniewo доехал за тридцать минут, это был последний город перед границей. В библиотеке воспользовался бесплатным интернетом, отправив сообщение домой. Катаясь по городу, проколол колесо скрепкой от степлера. Заменил камеру, но новая тоже начала спускать, пришлось в веломагазине раскошелится на 10 злотых за еще одну камеру. Заехал в магазин и потратил оставшуюся валюту на продукты. До границы оставалось 8 километров, пересекал ее на КПП Gronovo или российское Мамоново. Польские пограничники посмотрев штампы в моем паспорте были удивлены, увидев, где я пересек границу въезжая в шенгенскую зону. И задали мне пару уточняющих вопросов. Приятно удивило форменное обмундирование девушек пограничников, они одеты в форму, как и мужики. А на ногах не туфли на шпильках, как на наших милиционершах, а нормальные ботинки – берцы. О чем думает государство, выдавая правоохранителям туфли и посылая их на охрану общественного порядка. Как они могут в них нести службу? В 13 часов пересек границу. Как обычно с вражеской стороны нет очередей, а с нашей длиннющие караваны машин. Такое ощущение, что все бегут за бугор. Сегодня в Калининград въезжать не собирался, поэтому остановился на ночлег на берегу Калининградского залива в районе поселка Ушаково.

Ночь спал плохо. По берегу шарились пьяные подростки грязно выражая свои детские мысли нецензурными словами, как оказалось, рядом был расположен лагерь труда и отдыха. Ночь закончилась, никто на меня не наступил, велосипед не отобрали. За бугром все - таки спокойнее ночевать. Утром покупался в море и выехал в направлении Калининграда. Ветер был попутный и до города доехал быстро. По пути встретил двух велотуристов обвешанных, как и я рюкзаками, только следующих в сторону границы. Один по всем признакам был иностранец, шлем, куртка со светоотражающими наклейками, яркая одежда, что бы было видно издалека. Другой же чувствовалось ехал в тыл врага и пытался слиться со цветом асфальта. В Калиниграде есть своя особенность, связанная со временем. Время здесь по сравнению с московским переводится на час вперед, но на железнодорожном вокзале часы показывают московское время и все поезда отправляются тоже по нему. Купив схему города, поехал искать достопримечательности. Нашел остров Канта и Морской музей, и застрял там до вечера. Калининград, бывший Кенигсберг, родина немецкого философа Иммануила Канта. В Кафедральном соборе посетил музей посвященный Канту, тут же рядышком находится и могила философа. Собор сильно пострадал во время бомбежек английской авиации во время второй мировой войны, и сейчас в уже отреставрированном виде не так впечатляет, как соборы на территории Польши. Тут же в центре посетил подводную лодку, рыболовецкий траулер, научно-исследовательское судно «Витязь» и океанариум, заплатив за все это удовольствие 200 рублей. Пробродив до 18 часов поехал искать место для ночевки. Уже в сумерках, так чтобы меня никто не заметил, залез на закрытую охраняемую территорию около Фридландских ворот, где и провел всю ночь. Утром сел на поезд и поехал в Санкт-Петербург.

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ

1.Путешествовал 33 дня.

2.Ночевок на природе - 28.

3.Проехал 2500 км.

Итоговые (грязные) расходы на путешествие – 39373 руб.