В истоки....

МАРШРУТ ПОХОДА:Бабаево-Пальцево-Чащино-Волкова-Давыдовка-Сосновка-Архангельское-Сосновка-Маза-Кадуй-Череповец

Прокатиться этим маршрутом, я хотел уже давно. Но как - то все не удавалось воплотить это в реале. Выехали из Череповца 13 июля 2007 года, на пригородной электричке Череповец-Бабаево. Отправлялась электричка в 15.10 часов. Билет обошелся в 117 рублей, и плюс багаж, в смысле велосипед 15 рублей. Вагон попался какой-то допотопный (первый раз в таком ехал) и наши велосипеды стояли прямо в проходе в конце вагона и никому не мешали.

В Череповце уже второй день стояло пекло, и я был настроен «сгореть заживо» за два дня пути. Но небесная канцелярия думала иначе! И когда мы в 18.10 час. приехали в Бабаево, то оказалось что здесь недавно прошел ливень. Город был в лужах, и небо было затянуто тучами. Около вокзала запечатлел на фото паровоз, который был здесь, в 2005 году, установлен в честь столетия образования Бабаевского локомотивного депо.

Закупив продуктов питания, мы выехали из города в направлении поселка Борисово-Судское. Ветер был попутный, и мы скоренько катились по асфальту. Около развалин церкви в деревне Пальцево нас настигла громадная черная туча. Поднялся ветер, засверкали молнии, и резко потемнело. Решили спрятаться на остановке и переждать непогоду. Вся кутерьма из туч, ветра и дождя продолжалась в течение часа. После того как все это кончилось, мы поехали дальше.

Около деревни Чащино, у дороги в оборудованном преподавателями местной школы роднике набрали воды. В планах было заночевать на озерце около деревни Волкова. Но этот маленький водоемчик оказался большой лужей, окруженной мелкой болотистой растительностью. Деревни в этом районе находятся в полузапущенном состоянии, ни людей, ни света в окнах практически нами не наблюдалось, хотя на улице уже были сумерки. Только в поселке Александровская около магазина весело резвилась пьяная молодежь.В Александровской асфальт закончился, и пошла грунтовка. Опять начал накрапывать дождик. После деревни Давыдово дорога уходит в лес. Заехав в лес, мы решили остановиться на ночлег, было уже около 22 часов ночи. За день проехали 49 км.


Голубой вагон, бежит.....

г.Бабаево.

Церковь у дер.Пальцево.

Всю ночь практически шел дождь. Но Сашкина палатка с тентом выдержала это испытание, и не позволила нам подмочить свою «репутацию». Но, вот мой рюкзак оставленный на улице за ночь немножко подмочило.В лесу было сыро, и стыдно признаться, но костер мы не могли развести (Или может не очень то и хотели?). Вот такие мы туристы! Поэтому, допив вчерашний холодный чаек с пряниками и колбаской, мы двинулись в путь.

Погода с утра была пасмурная. Дорога шла по сосновому бору и была хорошо укатана. Трафик практически отсутствовал. Доехав до развилки дорог, там стоит указатель, мы повернули в сторону деревни Сосновка. В атласах Вологодской области поворот и мост через реку Суда указан в районе деревни Порог. Но на самом деле, в реале существует только понтонная переправа около деревни Сосновка.

В деревне Сосновка этак в начале 80 – ых годов , я когда-то в бессознательном детстве провел несколько лет своей жизни, и поэтому мне хотелось наведаться туда и посмотреть на это поселение. Тем более это местечко я не помнил вообще.Переправившись на другой берег, и посетив магазин в Сосновке мы поехали в сторону деревни Архангельское. В Сосновке, удалось познакомится с полуохотничьей собачкой, которая весело по дружески тяпнула меня за ногу. Но все обошлось безкровопролития и телесных повреждений.

Хорошая грунтовка идет прямо до Архангельского. Деревни все по пути в основном пустые, многие дома заколочены. По словам местных жителей, народ съезжается в эти края только в летнее время, да и то не все. В Архангельское продукты завозятся раз в неделю, автолавкой.


Ночевка у дер.Давыдово.

Развилка дорог.

Понтонная переправа через р.Суда.

В пустой деревне Тырпец названой так, по словам местного жителя, самим Петром I, мы с Санькой обследовали все покинутые дома. В домах валяются выпотрошенные оклады от икон. В домах мы нашли остатки старой деревенской утвари и инструмента: жернов, плуг, деревянный ковш, кованый плуг, деревянные сани, ткацкий станок. Дома время разрушает и пригибает к земле.

В одном доме мы нашли записи, жившей там прежде Мамончиковой Агрипины Антиповны. Тут же валялись тетрадные листы, пожелтевшие от времени с переписанными возможно ей же молитвами и стихами. И здесь по найденным мною записям, я так думаю, можно немножко проследить судьбу одинокого и забытого родственниками и государством человека, финал его жизненного пути. Человека, который отдал все свои силы и здоровье на благо человечества. А в старости, которая приходит всегда неотвратно остается ему только уповать на помощь Всевышнего.

Хочу предложить читателю найденные мною стихи, возможно и написанным самой Агрипиной Антиповной. Хотя почерк разный, но два стихотворения найденные в одном месте я думаю могут отражать состояние души жившего здесь человека. Его мысли и думы (названия стихам мои, орфография и пунктуация автора).

Послание сыну

Дождь осенний стучит по крыше,

Дома вечером грустно одной,

Мать седая письмо сыну пишет,

Отчего ты не едешь родной,

В гости ждать давно я устала,

Жду хоть писем, а ты их не шлешь,

У тебя бы в гостях побывала,

Да меня ты к себе не зовешь.


Не подумай, что денег жду я,

Нет родной, не о том моя грусть,

Ты их трать на жену молодую,

Я одна как нибудь обойдусь,

Я невестку в глаза не знаю,

Про внучат узнаю стороной,

Видно вам уже теперь не нужная я,

А для мамы ты самый родной.


Твой отец дорожил сильно ею,

Сколько было в том сердце тепла,

Вот была б моя старость согрета,

Если б сердцем пошел ты в отца.



Послание к Богу

Я хочу за тобой идти,

Мой Спаситель, куда ты бы не повел

Помоги крест тяжелый нести,

Чтобы без ропота с радостью я шел.


А когда упаду на пути,

Ты простри ко мне руку свою.

Помоги за тобою идти,

Ведь тебя я спаситель люблю.


Мне легко за тобою идти,

Когда все улыбаются мне.

Но коль скорби придут помоги,

Мне дойти к той желанной стране.


Положиться дай силы на тебя,

Твердой, веру во мне сохрани,

Ты страдал на кресте за меня,

дано мне крест,

крест страданий нести.

 

После Тырпеца мы через деревню Новополье попали в Архангельское. Деревня находится на высоком берегу реки Шогда. Вокруг одни леса и болота. В центре деревни высятся развалины церкви. Один только православный крест ручной и изумительной работы возвышается над всей округой. И сколько он повидал за свою долгую жизнь! По рассказам местных жителей крест был спасен одной старушкой. Которая за взятку в 15 рублей сторговалась с местным советским трактористом, что бы он не сносил эту святыню.


Жернов.

Ткацкий станок.

Плуг.

Кроме этого, в былые времена, а именно в 1702 году на реке Шогде, у села Архангельского, по Указу Петра I был основан Тырпицкий железоделательный завод. Он должен был поставлять для нужд государства ядра, бомбы, топоры, лопаты, мотыги, гвозди, другие железные изделия. Работал завод как на первичном сырье – болотной руде, так и на вторичном – на расковке криц. Болотная руда добывалась по берегам Шогды, а также в Острову (в районе деревни Шикше-Остров).

Более ценным было вторичное сырье – крицы. Адмиралтейство скупило для завода деревни 24 волостей. Оказались скупленными казной все деревни по рекам Суде и Андоге с притоками. Нелегко жилось крестьянам, приписанным к заводу. Они должны были поставлять руду, крицу, уголь, известь, возить на своих лошадях грузы на завод и отправлять готовую продукцию. Ее зимой возили на санях в Новгород, летом отправляли водой по Суде и Шексне. Тырпицкий завод был крупным для того времени предприятием и во время Северной войны имел большое значение. В связи с окончанием войны и понижении спроса на вооружение в 1732 году завод «за изведением руд... действием приостановлен», а в 1769 году был закрыт окончательно.

Наш Северо-Запад и теперь богат железом, содержащимся в виде ржавчины в земле, особенно в болотах и на дне неглубоких озер. Особенно богаты железом были болота и озера на территории Чагоды до Уломы (с запада на восток) и от Устюжны до Борисово-Суды (с юга на север). Весь этот район в старину звали Железным Полем, Устюжну – Железнопольской, а Улому – Железной. По берегам рек здесь много выходов извести, леса для выжигания угля.

Крест.

д.Архангельское.

д.Савельевское.

В одной рукописи XVIII века, хранящейся в Череповецком краеведческом музее, так описывается промысел по добыче железа из болотной руды. «Низкое положение Белозерского и Устюженского уездов между протекающими по оным рекам Чагодощею, Колпью и Судою составило множество болот, наполненных железною рудою, каковая находится в них грядами на некоторой глубине и составляет под черноземом второй слой земли.

Руда сия, или железная земля, есть красноватого цвету, довольно тяжела и смешана с черноземом. Тамошние жители сысканную под березником и ельником руду почитают лучшею, потому что из оной железо бывает мягче. А в тех местах, где растет ельник, выходит железо крепче и черствее. Так руда, или железная земля, лежит под черноземом на аршин глубины. Промышленники копают ямки, и, вырывая из оных деревянными лопатами землю, узнают оную по цвету и по тяжести. А найдя таковую, снимают первый слой, потом вырывают железную землю и переносят на высокие и сухие места, где, складывая в кучи, оставляют месяца на два проветривать и просыхать. В октябре и начале ноября складывают костры и на оные насыпают железную землю. Потом зажигают дрова и обжигают землю. Пережженная земля насыпается в коробы... перевозится в селения. С января и до конца апреля упражняются почти ежедневно в переплавлении руды. Каждая семья имеет особый свой горн, на котором работают непрестанно по два человека, из коих один мехами дует, другой уголья подкладывает. Случается, что в работе сей и женщины помогают».

Руда была разная, то совсем мелкими комками, то глыбами. Ее дробили и плавили, «варили» в небольших домницах – глиняных печах с отверстиями вверху и сбоку. Сверху накладывали вперемешку древесный уголь и болотную руду, а в отверстие сбоку мехами продували воздух. Умели нагонять довольно высокую температуру (600 – 700 градусов). Железо восстанавливалось и тягучей массой сползало вниз – в изложницу. Там оно остывало, образовывалась железная болванка (крица), часто очень неплотная, пористая. Еще не совсем остывшую крицу вынимали клещами, затем в кузнечном горне добела накаливали и проковывали. Так повторяли несколько раз, пока не получали совершенно цельную (без пористости) и чистую крицу”. (В отчете использованы материалы из книги А.Г. Юкова)

Мы сами нашли куски металлургического шлака на берегу реки Шогда, около того места, где по преданию находился завод. Деревня Архангельское до сих пор у местных жителей имеет второе название, неформальное - Завод.

Покупавшись в реке и перекусив, мы вернулись в Сосновку и двинулись в сторону поселка Маза. По дороге стали чаще попадаться населенные пункты. Но в деревнях много брошенных и заколоченных домов.

В деревне Савельевская я первый раз встретил частную и освященную часовню, которая стоит прямо на приусадебном участке живущего здесь пенсионера. Святилище сложено из белого кирпича и имеет свой колокол.В деревнях такое ощущение, что все погрязли в беспробудном пьянстве. Постоянно слоняются спившиеся мужики, торопливо и с жадностью опустошая сосуды с пивом.

В деревне Маза заканчивается грунтовка и начинается хороший асфальт. Около Мазы мы разожгли костер и пообедали. В 19.30 часов въехали в поселок Кадуй. В Череповец приехали в 23.30 часов. За день проехали 162 км. За два дня проехали 212 км., из них 68 км. грунтовок.

Главная Вейв Раннер Походы Автор Форум Контакты


Hosted by uCoz