ГЛАВНАЯ

ПОХОДЫ

ФОРУМ

ВЕЛОРУСЬ

ФОТО

АВТОР

Контакты
МАРШРУТ ПОХОДА :Вельск-Октябрский-Тарнога-Нюксеница-Тотьма-Вологда-Новленское-Кириллов-Белозерск-Череповец


 ФОТООТЧЕТ
МАЙСКИЙ СЕВЕР.

Отпуск опять дали неожиданно и всего 10 суток, поэтому решил покататься по северу области благо погода была теплой. Маршрут похода был примерный. Хотелось просто свалить от реальной действительности в дремучие и безлюдные леса, с отсутствием сотовой связи и комфорта. Главная задача была уложится в отпущенные мне государством на отдых 12 дней отпуска. Выехал из Череповца в 19:12 – час 21 мая 2010 г. на поезде в направлении Вельска. Поезд Санкт-Петербург – Котлас в Вельск (Архангельская область) пришел в 4 утра. Было тепло, лениво выползало солнышко из-за горизонта. У блуждающих в такую рань аборигенов узнал, что в Вельске ничего интересного кроме кабаков нет, поэтому решил, не задерживаясь ехать в поселок Октябрьский. В Вельске попытался прикупить бутылочку коньячку для походных нужд, но в магазине меня обломали, сказали « в ночное время по указу губернатора области продажа крепких спиртных напитков запрещена». Очередная считаю дурость! Больше народа спивается пивом, которое продается в любое время суток и без каких либо ограничений.

От Вельска до Октябрьского идет приличная асфальтированная дорога с маленьким трафиком. Начал дуть холодный северный ветерок благо, что попутный. Около 7 утра меня начало клонить ко сну, педали ворочались все тяжелее и тяжелее. Отъехал с дороги в лес расстелил коврик, залез в спальник и заснул. Проснулся около 9:00 - час утра, от того, что дождик скромненько, но настойчиво стучал каплями по мне!! Небо было затянуто тучами. Пока собирал вещи, дождик закончился и я поехал дальше. В селе Павлицево по приглашению сторожа полазил по недостроенной деревянной шатровой церкви Иллариона Псковоезерского (Гдовского). Тут же рядышком стоит 10 метровый металлический крест, в память о погибших здесь «врагах народа», которых уморил нечеловеческими условиями жизни и труда при строительстве железной дороги подельник Гитлера Иосиф Сталин!!!!

В поселок Октябрьский приехал в 12 час. Перекусил в кулинарии и поехал дальше. Сквозь тучи начало пробиваться солнышко, ветер был попутный и километры весело пролетали один за другим. Не смотря на все радости путешествия день, был сегодня явно травмоопасен для меня. Сначала меня подрезал на обгоне телегой трактор, а потом пришлось уходить от столкновения с легковушкой, которая шла на меня в лобовую по встречке, еще успевая вилять и выезжать на обочину. На ночевку остановился в 17 час, разбив лагерь в сосновом бору на берегу реки Кокшеньга, что у деревни Шеловская! За день проехал 128 км.

Проснулся в четыре утра от холода. Позавтракал и в 5:50 - час уже выехал в путь. Погода была солнечная, но в низинах все было в инее. Дул свежий северный ветерок. Было прохладно и пришлось утеплится. В 11:00 – час въехал в Тарногский городок. В городке тишина, людей практически не видно. Перекусить негде, все закрыто на выходной день, пришлось насыщаться в парке кефиром с булкой. Единственные достопримечательности села - это музеи, да рубленный Свято-Никольский храм – новострой. Что меня удивило, что в церкви на полу накидана трава и березовые ветки у алтаря. В 12:00 - час все также пекло солнышко, но ветер стал встречным. Накопилась усталость. Проспал 2 часа прямо у дороги. Полегчало. Поехал дальше. Прозевал нужный поворот на Нюксенницу и выехал на участок автодороги Тотьма-Нюксенница. Около 17:00 - час начал искать место для ночевки. Заехал в деревню Березовая Слобода, которая стоит в месте слияния реки Уфтюги с Сухоной. Берега высокие, дров нет! В деревне стоит Церковь иконы Божией Матери "Знамение". Пришлось вернуться к мосту через Уфтюгу и расположиться на берегу реки. В 18.30 час разбил лагерь. День закончился. За день проехал 105 км.

День 3. 24.05.2010. Проснулся в 6 утра от холода. На улице весело светило солнышко. В 9 утра уже въехал в Нюксенницу. Перекусил в закусочной, покатался по центру и поехал в Тотьму. Рекомендую въезжать в маленькие города Вологодской области ближе к обеду, т. к перекусить в них очень сложно. Все столовые и кафе с утра не работают. Как обычно традиционный набор достопримечательностей и несколько музеев. Погода была сегодня чудесной. Попутный прохладный ветер, солнышко. Ночевать решил около деревни Медведево на берегу реки Сухона. Рядом стоит полуразрушенная Церковь Воскресения Христова. Внутри церкви еще сохранилась роспись на стенах. Дров и комаров было в этот вечер достаточно, к воде было подойти сложно. На небе подозрительно кучковались тучки. Быстренько поел и спрятался в палатку от комаров. За день проехал 115 км.

4 день. 25.05.2010. Проснулся в 7:00- час утра. Ночью шел дождик. Выехал только около10 час. Решил ехать в Тотьму по старой дороге, которая идет от Медведево параллельно реке. Дорога почти заброшена и идет через лес. Желание ехать по ней хватило только на 6 км. Дорога разбитая и приходится больше идти, чем ехать. Вернувшись обратно, выехал на шоссе и около 13:00 - час уже был в Тотьме. По дороге осмотрел церковь в Варницах. Пообедал в закусочной, поднялся на колокольню Успенской церкви (52 метра) и решил ехать на выезд из города.

На выезде из города в поселке Лесной техникум осмотрел Спасо-Суморин монастырь и встретил там путешественника Евгения, который уже вторую неделю едет из Питера на Байкал. Решил переночевать эту ночь в комфортных условиях и снял номер в гостинице «Монастырские кельи» на территории монастыря. Все удовольствие на одну персону с телевизором обошлось в 400 руб. В 18:00 - час начался дождь и закончился только около 21:00 - час. Похоже, не зря решил остаться в гостинице! С Евгением, после дождика, покатались по вечернему городу. За день проехал 51 км.

5 день.26.05.2010. Проснулся в 7:00 – час утра. В 10:00 - час выехал из гостиницы. Погода была хорошей. Ветер был попутный. По пути осмотрел Церковь Воскресения Христова (1779 г.) в д. Царево. Пообедал в столовой поселка Погорелово. Начала барахлить правая манетка. Переключаться стало проблематично. В 17:00 – час наползли тучи, и начался град с дождем. Никакая противодождевая амуниция не помогала, и я решил переждать непогоду в придорожном домике-грибке. Трасса была пустынная. Дождь не хотел успокаиваться, и я решил поставить палатку прямо рядом с дорогой в лесу. Костер удалось развести без проблем, вещи почти не промокли. Так почти под непрекращающимся дождем после ужина я и уснул. За день проехал 102 км.

6 день. 27.05.2010. Выехал только около 11:00 - час утра. Небо было хмурое, дождя не было, ветер был попутный. По дороге осмотрел руины Церкви Троицы Живоначальной (1790 г.) в дер. Покровское. Пообедал в кафе поселка Воробьево. В Кадникове решил свернуть в сторону Погоста Ильинского и дальше через станцию Морженьга и поселок Нестерово выехать к реке Кубена. Погода традиционно была серенькая и не способствовала нормальному фотографированию. По дороге посетил церковь Ильи Пророка, жаль, что церковь была закрыта. На внутреннее убранство церкви и позолоченный деревянный иконостас стоит посмотреть еще раз. От Погоста Ильинского дорога пустынная, ни людей, ни машин не наблюдается совсем. Указателей никаких нет. В деревушке без названия, с несколькими домами, мне удалось узнать направление движения в сторону Морженьги.

Грунтовка идет только до деревни Нифаново, а дальше можно только идти по заболоченной тропинке которую трудолюбивые дачники каждый сезон натаптывают от станции. Море комаров и 5 км грязи. Преодолев это препятствие, а были в других походах и похуже места, я наконец-то выбрался на асфальт, который идет от Морженьги до Нестерово. Времени уже было около 19:00 - час. Решил сегодня по любому добраться до реки Кубена и остановиться там на ночевку. От Нестерово через деревню Василево быстренько добрался до моста через Кубену, где свернул в сторону деревни Чирково. Доехав до Чирково, ужаснулся от наличия дачных строений разной себестоимости заполонивших весь подход к реке. Дул ветер, было промозгло противно, и я решил не купаться. У берега хороших мест для ночевки не было, поэтому поехал подальше от Чирково. В сосновом бору нашел удачное место для разбивки лагеря. За день проехал 144 км.

7 день.28.05.2010 Проснулся в 6:00 – час утра. С утра накрапывал дождик. Заехал опять в деревню Чирково и побродил вокруг церкви Афанасия Великого (1860 г.) расположенную на берегу реки Кубена. Напротив, на противоположном берегу блестели золотом купола церквей села Устье. От Чиркова поехал в деревню Александрово, где на территории психоневрологического интерната на берегу реки Кушта стоит Никольская церковь, все, что осталось от Александро-Куштского Успенского монастыря. Церковь используется в качестве бани. Ранее здесь еще стоял деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который был перевезен в 1960 – х годах на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря. Здесь меня стал пугать местными обитателями директор интерната, рассказывая, что недавно они тут устроили между собой поножовщину. Обитатели этой обители показались мне добрыми и общительными созданиями и никакой агрессии ко мне не проявили. Побродив под пристальным взглядом директора заведения, я поехал в Вологду.

По дороге в селе Архангельском осмотрел Церковь Сошествия Святого Духа (1850 г.) и Церковь Михаила Архангела (1770 г.). Церкви облагорожены с наружи, но внутрь не зайти, все закрыто! В Вологду приехал в 13:00 - час, по дороге посетив в очередной раз Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. В Байк-Хаусе купил правую манетку, перекусил и поехал в направлении Кириллова, к себе на дачу в деревню Коробово. На дачу приехал в 18:30 час. Решил себе устроить выходной на сутки. За день проехал 158 км.

8-9 день. 29-30.05.2010. Хотел один день отдохнуть на даче, но за место этого два дня просидел с книжкой в деревне. Каждый день ходил в баню и отъедался. Вот как пишет про деревню Коробово Вадим Дементьев в своей книге «Свет малой родины. Отчина и дедина».

«Деревня Коробово поначалу была невелика — только один порядок изб вдоль реки. Коровий двор — так раньше ее называли в окрестных деревнях, называли не без соседского ехидства. А жили в Коробово «короськие». Славились раньше в округе «короськие девки», красивые, кровь с молоком. А что коров было много, так и сена хватало, обкашивали все берега Ельмы, держали сенокосы и на Кубенском озере. Теперь нет ни одной коровы да и девушек пригожих маловато.»

«А в центре деревни доживают свой век руины Михаило-Архангельской церкови , поросшие крапивой и лопухами. Коробовская церковь Михаила Архангела была перенесена в начале XIX в. из Новленского. В клировых ведомостях церкви говорится, что двухэтажный каменный храм строился с 1817-го по 1828 г. при усердии прихожан. Церковь находилась в одной связи с колокольней. В Коробове в 1934 г. церковь закрыли. К закрытию коробовского храма в нижней церкви уже размещался склад сельской кооперации, а вокруг шумела межколхозная машинно-тракторная станция. Районная газета «Маяк» 5 октября 1991 г. опубликовала интересный документ, посвященный последним дням церкви: «В 1934 году пять колхозов, существовавших в то время в Новленском сельсовете, обратились с просьбой в Кубено-Озерский райисполком с письмом о закрытии Архангельской церкви. В постановлении райисполкома читаем: «Нижний этаж названной церкви с июня 1933 года находится в ведении Новленского селькоопа, переданного общиной верующих по акту 20 июля 1933 года. Колхозники пяти колхозов, составляющих общину верующих, за подписью 133 человек, просят церковь закрыть, как находящуюся в центре деятельности машинно-тракторной станции. Наряду с этим за общиной верующих числится обязательная недоимка обязательных платежей в размере 800 рублей. Исходя из этого, президиум РИКа постановляет церковь Михаило-Архангельской общины верующих Новленского сельсовета закрыть. Зав. общим отделом Колобов». Но президиум РИКа умолчал, что в церковном приходе числилось более тысячи жителей, община состояла из 304 человек, а судьбу церкви решили 133. Последнего батюшку, отца Димитрия, сослали на Печору, Долгое время в храме размещалась МТС, для чего пришлось проломать ворота в стене алтаря, чтобы туда заезжала для ремонта техника. Но как чинить трактора, если потолок низкий? Снесли и его, соединив нижнюю, теплую церковь с верхней, холодной. Со стен еще взирал на происходящее Архангел Михаил с ангелами, своим Божьим воинством, не зная, с кем воевать — с забывшими свою религию православными или с их драконами-машинами, лязгающими стальными гусеницами по алтарю.

Но закрыли и МТС. В 1957—1958 гг. в Коробово построили льнозавод, а сама деревня стала официально именоваться поселком, хотя это определение не прижилось, все равно все говорят: деревня Коробово да деревня Коробово. Директору льнозавода Ивану Васильевичу Соколову захотелось устроить в Коробово очаг культуры для рабочих — клуб. Лучшего помещения, чем бывшая Михаило-Архангельская церковь, он не нашел и решительно приступил к переустройству. Перво-наперво сбросил с колокольни единственный оставшийся колокол. В Коробово теперь вспоминают, что от падения колокола в реке образовался омут, другие говорят, что в земле появилась глубокая яма. Такие неординарные деревенские события рождают легенды. Колокол по расстоянию совсем не мог долететь до реки, и была ли уж такой глубокой яма в земле? За колоколом пришел черед и самой колокольни. Клубу-кинотеатру она оказалась не нужна, чуждый, так сказать, элемент архитектуры. Хотя колокольня, как и любая высокая вертикаль, кроме своего церковного предназначения, еще создавала архитектурный ансамбль деревни, была ее обозначением с огромных озерных расстояний. Не пожалели. Саша Головков ее обрушил. «Новостроители» еще пробовали как-то приспособить стены для клуба, заложили кирпичом трапезную, оставив щели-бойницы для киноаппаратов, но на большее сил не хватило. Тем более что трагически умер сам прораб перестройки Иван Васильевич Соколов: в копне сена задохнулся, будучи под сильным градусом. В Коробово говорят, что смерть эта отнюдь не случайна.

Вместе с храмами уничтожалась и среда обитания русского человека. Стирался из памяти обустроенный несколькими поколениями, их старанием, художественным вкусом, талантом важнейший элемент отечественного пейзажа. Сломать, сжечь деревянную шатровую церковь — нетрудно, но на ее месте образуется темная дыра, зияющая пустота, которую ничем не заполнить. Казалось бы, зачем было так вытягивать к небу высокий шатровый верх храма? Функционально он никак не использовался: в самой церкви не так уж просторно, высоты шатра молящимся не видно — она перекрыта потолком. Говорят, что шатры-свечи были ближе к Богу. Но Бог видит все: и небольшую часовенку над святым источником, и громадность храма Христа Спасителя. Для Него служение Ему заключается не в размере, не в высоте церкви. Шатровый северный храм рассчитан на внешнее любование, на красоту впечатления. Ради такого замысла древние русские мастера жертвовали всем — и внутренним объемом, и количеством материала, и деталями. Русская красота иррациональна, она не подчиняется «модулеру» Ле Корбюзье — архитектурному лекалу, соразмерному росту человека с вытянутой рукой (откуда, кстати, высота наших потолков в панельных домах). Она соразмерна человеку крестящемуся, одухотворенному, верующему, который не себя ставит заносчиво и высокомерно в центр мироздания, а Бога.»

10 день. 31.05.2010. Выехал из деревни в 8:30 – час, погода была хорошая. Но отдых меня из накатанной « колеи в мозгах» уже выбил!!! Ехать было тяжело. Дорога была пустынная. Сегодня хотел доехать до деревни Вогнема, что находится на берегу реки Шексна. По дороге заехал осмотреть развалины Сямского Богородице-Рождественского монастыря (1524 г.). Не доезжая пару километров до деревни Рукино стоят развалины придорожной часовенки, находящейся сейчас на реконструкции. На грунтовке старая манетка у меня рассыпалась прямо на ходу. Велосипед из 24 скоростного превратился в 2 – х скоростной. Менять манетку на новую было лень, поэтому ехал, как придется.

Перекусив около магазина в деревне Рукино и побродив вокруг Воскресенской церкви (1882 г.), я поехал в направлении поселка Волокославинское. Дорога, хотя и грунтовая, но находится в хорошем состоянии, с неба слегка моросит дождик. История зарождения села Волокославинское уходит вглубь веков. Село Волокославинское возникло на Волоке Словенском, соединявшем речную систему реки Шексны с рекой Сухоной. Волок Словенский был самым коротким и удобным путем из Верхнего Поволжья в Подвинье и Поморье. Первое письменное упоминание о Волоке Словенском относится к 1389 году, когда князь Дмитрий Донской завещал волость «Волочёк» вместе с другими Белозерскими владениями своей супруге. До 18 века в селе было несколько деревянных храмов, а в 1785 году была построена церковь Благовещения Пречистой Богородицы - двухэтажная церковь, видимая издалека и имевшая своеобразную колокольню (службы в церкви велись до 1932 года). В 1937 году здание было передано объединению "Северный кустарь", и вплоть до пожара в 1962 году в здании церкви была фабрика по изготовлению баянов. Самой популярной гармошкой фабрики считалась хромка, отличавшаяся особым звучанием. Она была очень легкая, поэтому ее обычно брали на гулянья.

Из Волокославинского через деревню Большое Дитятево поехал в Кириллов, по дороге хотел еще раз побывать около церкви Покрова Святой Богородицы (1782г.) находящейся в близи деревни Карботка. Церковь находится посреди кладбища. Жилых домов кроме дома священника рядом нет. Дикие и голодные оводы не дали мне возможности спокойно здесь посидеть, и я поехал в Кириллов. В Кириллове, пообедав в кафе, поехал в сторону Белозерска. Горы преодолевал пешком. Решил заехать в деревню Кнутово, чтобы посмотреть Вознесенскую церковь, находящуюся на берегу Соровского озера. Церковь была построена в 1822 году. В 1938 году ее закрыли и переоборудовали в клуб. Церковь на данный момент стоит полуразрушенная и вся заросшая лесом, и только благодаря кладбищу сюда не зарастает народная тропа. После посещения Соровского храма пришлось быстро уносить ноги от голодных комаров, которые ордами набрасывались на мою уставшую плоть. Дальше путь лежал в деревню Вогнема.

В Вогнеме на берегу Шекснинского водохранилища в 1818 году «усердием бывшего прихожанина капитан-лейтенанта Павла Афанасиева Игнатьева с помощью прочих прихожан» была построена каменная церковь Рождества Богородицы с колокольней. Церковь является действующей. Закупив продуктов, я поехал через деревню Косино в деревню Бородава. Сейчас этой деревни не существует, дорога заканчивается у воды. С берега открывается живописный вид на гладь воды с торчащими из нее пеньками, последствиями планового затопления.

Торговое село Бородава относилось к владениям Ферапонтова монастыря и играло роль перевалочной базы и пристани монастыря. Здесь перегружали предназначенные для монастыря товары с шедших по Шексне и не способных пройти по узкой и извилистой Бородаве судов на лодки для дальнейшей их доставки к монастырю. К бородавской же пристани со всех монастырских угодий везли предназначенные к отправке по Шексне товары и продукты. Здесь стояла на высоком мысу в месте впадения реки Бородавы в реку Шексну деревянная Церковь Ризоположения. Церковь была освящена в 1458 году. Деревня Бородава в 1960-х годах попала в зону затопления при строительстве новых шлюзов в системе Волго-Балта и церковь была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. На берегу реки я и решил заночевать. Было тепло, тучами летали комары. К ночи приехали рыбаки и накормили меня ухой. После их отъезда с удовольствием забрался в объятия Морфея!! За день проехал 130 км.

11 день. 31.05.2010. Выехал в 8:00 - час погода была хорошей. В 9:00 - час уже переправился на пароме через реку Шексну. Поменял манетку и поехал в город Белозерск. По пути покупался в Белозерском канале. Покатавшись по Белозерску и пообедав в кафе в 12:00 - час выехал в направлении Череповца. Сегодня был последний день пути! Было жарко, ехать было тяжело!! Периодически накрапывает дождик. Домой приехал в 19:20 - час. За день проехал 157 км.

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ

1.Путешествовал 11 дней.

2.Ночевок на природе - 6 дней.

3.Проехал 1104 км.



Hosted by uCoz