Hosted by uCoz

ГЛАВНАЯ

ПОХОДЫ

ФОРУМ

ВЕЙВ РАННЕР

ВЕЛОРУСЬ

ФОТО

АВТОР

Контакты
МАРШРУТ ПОХОДА: Евпатория-Саки-Прохладное-Бахчисарай-Балаклава-Голубинка-Ай-Петри-Алушта-Судак-Старый Крым-Феодосия- Каменское-Керчь-Анапа-Новоросийск-Туапсе-Сочи-Адлер-Абхазия


 Карта маршрута - КРЫМ


 Карта маршрута - КАВКАЗ


 Фотографии с похода

Желание ехать в горы созрело еще после первого Крымского похода, в октябре 2007 года. Запланировал себе отпуск на апрель 2008 года. Выбор места и времени путешествия исходил из того, что в апреле на Черноморском побережье уже тепло, и мало еще отдыхающих. Пытался найти сопедальников для похода, но никто не пожелал ехать на моих условиях. А мне хотелось прокатиться от души, и охватить как можно большую территорию горного массива за максимально короткое время. Окончательно с маршрутом уже определился в марте, когда понял, что попутчиков не будет. Решил воплотить в жизнь, за один поход, несколько своих планов.

До похода успел накатать 1200 км, и физически и психологически был готов к покорению серпантинов. Дополнительно перед походом приобрел одноместную палатку ПИК 1х1 (вес 1450 гр.), велобахилы и чехол для рюкзака. Вся остальная амуниция уже была в наличии. Первый раз взял с собой в поход газовую горелку.

На Новоульяновском водохранилище

Выезжал из города вечером , 10.04.08, на поезде Череповец-Москва. По дороге до вокзала, я попал под ливень, и в поезд садился уже на половину мокрый. В 9 утра уже был в Москве, и, собрав велосипед, поехал на Курский вокзал. Закатив велосипед в здание вокзала, я начал «убивать время», изучая окрестности. Заодно, обнаружив на вокзале зарядно-платежный терминал, решил подзарядить сотовый телефон. Поезд в Евпаторию у меня уходил в 15.25 час, времени было предостаточно.

Заряжая телефон, заметил, что милиционеры до этого равнодушные ко мне вдруг начали проявлять интерес к оставленному мною велосипеду. Подойдя к ним, я поинтересовался, в чем дело. На что мент с хитро-алчной хохлятской мордой пояснил, что типа здесь велосипед нельзя держать. И стал по хамски нагло прикалываться. Поняв, что это начало прелюдии к вымогательству моих трудовых накоплений, я решил не борзеть, а спокойно передислоцироваться на перрон. Впереди стояли более высокие цели, чем потеря времени на выяснение отношений с ментами и возможными гадостями с их стороны. На перроне светило солнышко и дул свежий ветерок. Время даром не прошло, успел высушить промокшую вчера во время дождя одежду. В этот день в Москве было 22 градуса тепла, теплее, чем в это же время в Крыму.

11.04.08 в 15.25 час загрузил, велик на третью полку в вагоне и тронулся в путь. Сутки пролетели быстро, тем более соседкой оказалась боевая бабулька – путешественница, которая много покуролесила по миру. В Симферополе поезд стоял целый час, и я за это время успел обменять 100 американских баксов на гривны, и купил билайновскую симку (100 гр.). Светило солнышко и настроение было радостное. В Евпаторию 12 апреля поезд прибыл с опозданием на полчаса. Небо было затянуто тучами и с моря дул ветер.

12.04.08 с 16.25-19.15 час. (1 день). В 16.25 наконец-то выехал с вокзала. Прокатившись по набережной, я поехал в сторону поселка Саки. По плану надо проехать было сегодня 20 км. Дорога шла вдоль моря, и я на выезде из Евпатории решил открыть сезон купания, в море. Покупавшись, я поехал дальше. В Саки закупил продуктов и бутылку воды. Дорога была в хорошем состоянии и шла по степным просторам Крыма. Вокруг после зимней спячки пробуждалась и расцветала природа, испуская аромат весны.

Около 19 часов разбил лагерь для ночевки, около поселка Ивановка. К этому времени уже проехал 40 км. Вообще в степных районах очень сложно найти укромное место для ночевки. Постоянный ветер, отсутствие дров и воды, а, кроме того, еще и распаханные или засеянные поля вдоль дорог. В этой ситуации очень спасала газовая горелка, которая позволяла ночевать практически везде, не задумываясь, есть ли дрова в данном месте. Спать лег в 21 час. Уже было темно, и майские жуки тыкались мне в фонарик.

13.04.08 с 08.13-18.00 час. (2 день). Проснулся в 7 утра. Погода была серенькая, дул ветер. Просушив палатку от росы и конденсата, я в 8.30 час уже выехал в направлении Равнополья. Ветер был встречный, и скорость не превышала 10 км в час. Машин на дороге было очень мало. В Равнополье у местных жителей заправился водой. Вообще, забегая вперед, скажу, что проблем с водой на всем пути следования не было. Местные жители никогда в ней не отказывали. По дороге встречалось большое количество чистых рек и ручейков. К вечеру обычно запасал на ночевку 4-5 л воды.

Решил покупаться в море в районе деревни Береговое, но обломился. Высокий обрывистый берег, и грязное неспокойное море. От Берегового вдоль моря проехал до поселка Песчаное и свернул в направлении поселка Почтовое. Ветер стал боковым, и ехать стало веселее. Стало припекать солнышко. Дорога теперь шла в основном через населенные пункты. В Отрадном ко мне привязалась гавкающая собачонка, и мне пришлось ее немножко травануть слезоточивым газом. К этому времени степные просторы были уже позади и начались затяжные подъемы. В поселке Скалистое закупил продуктов, и искупался в реке Бодрак. К этому времени степные просторы были уже позади. Потихоньку начал набирать высоту.

Доехав до Прохладного, расспросил про дорогу у местного жителя и поехал по грунтовке в направлении Кудрино (Бахчисарая.). Времени было уже 18 часов и, проехав пару километров, я остановился на ночлег. Место для ночевки выбрал удачно. Были дрова, открывался живописный вид на горы, и отсутствовали поблизости двуногие млекопитающие. За день проехал 81 км.

14.04.08 с 8.00-19.00 час. (3 день). Встал рано, в 6 утра около меня по дороге пробежал взвод, каких то вояк в полной боевой экипировке. Ночью замерз. Спать приходилось полностью одетым во все шмотки. Спальник взял с собой слишком холодный. Пожалел места в рюкзаке. По плану хотел попасть в Кудрино, но как оказалось, отсутствие указателей и разветвленная сеть грунтовок меня запутали в конец. За место Кудрино выехал к Бахчисараю. Большой плюс Крымских горных дорог, что по ним можно ездить, и они не зарастают так лесом и травой как у нас на Северо-западе. От Прохладного до Бахчисарая идет приличная грунтовка, на протяжении около 7 км.

Чтобы время не терять решил обратно не возвращаться, а в поселок Предущельное, и дальше в Баштановку попасть через Бахчисарай. От Бахчисарая до Баштановки идет хороший асфальт, вдоль реки Кача. Справа от дороги, долина с рекой, а слева нависшие горы. Сразу за Предущельным, рядом с дорогой находиться Стоянка первобытного человека эпохи ранней бронзы (Таш-Аир, III-II тыс. до н. э), с родником. От родника тропа идет по ущелью куда-то вглубь гор. Далеко идти по тропе побоялся, вдруг позарятся на моего оставленного без присмотра «коня». Тут же рядом, около дороги расположен пещерный город-монастырь Качи-Кальон (VIII-XVIII в.в.).

От Баштановки хотел доехать до поселка Высокое, а оттуда уже в поселок Куйбышево. Но, несмотря на объяснения местных жителей все равно свернул не на ту дорогу. Нужно было свернуть на развилке за озерцом, я же свернул сразу после деревни на право и, судя по карте начал подниматься к вершине горы Курушлюк. Дорога через пару километров превратилась уже в тропу, с крутым набором высоты. Ехать под таким углом уже не предоставлялось возможным, да и тропа была покрыта хвоей, сучками и шишками. Поэтому велосипед пришлось тащить уже практически на себе. Наконец-то у меня терпение лопнуло и, развернувшись, я помчался обратно, по экстремально петлявшей тропе. На каком то повороте раздался сильный треск, сучок попал между колесом и крылом, и с корнем вырвал мне крепление крыла к вилке. Часть крыла я так и не нашел, вместе с крепежом он, куда то улетучился. Приладив обломок крыла, который мог еще выполнять свои функции я стал спускаться дальше вниз.

Выехав к нужной развилке, я свернул уже в нужное мне направление. Проехав еще несколько километров, решил сделать привал. Согрел на газовой горелке чаек и вскрыл банку рыбных консервов. Здесь меня ждал «подарок», банка, которую я вез с самого Череповца, оказалась протухшей. Попив чайку с печеньем, поехал дальше. Этой грунтовкой я выехал на участок автодороги Высокое - Куйбышево (в 4 км от Куйбышево).

Спустившись в Куйбышево, решил изменить маршрут. Горный экстрим понравился! Поехал на Мангуп через село Новоульяновка. До Новоульяновки от Куйбышево идет асфальт. В Новоульяновке закупил продуктов и заправился водой в роднике. Покупался на водохранилище. За водохранилищем опять развилка из трех дорог. Поехал по средней. Угадал, но не совсем, выехал к горе Мангуп-Кале, но со стороны Адым-Чокракской долины. По долине вдоль подножия горы идет грунтовка, выводящая прямо на участок автодороги Залесное - Терновка.

Осматривать пещерный город Мангуп было некогда, времени было около 16 часов, поэтому по асфальту поехал в направлении поселка Терновка, а дальше, через Хмельницкое в Балаклаву. Целый день погода была сумрачной, иногда накрапывал дождик. Ветер был попутный, дорога шла под уклон, поэтому до Балаклавы долетел быстро. Осмотрел на велосипеде Балаклаву, закупил продуктов и бутылочку коньяка. По извилистым улочкам поднялся к развалинам Генуэзской крепости. С Крепостной горы открывается живописный вид на Балаклавскую бухту. Рядом с дорогой нашел покинутый садовый участок и решил там заночевать. Поужинал, остограмился и спать. За день проехал 76 км.

15.04.08 с 8.00-18.30 час.(4 день). Выехал в 8 утра. С утра была роса, и пришлось долго сушить палатку. Из Балаклавы через село Благодатное по грунтовке выехал к селу Оборонному. Пригревало солнышко, и я даже разделся позагорать. После вчерашнего дня побаливали мышцы ног, и два дня уже во время езды беспокоило левое колено.

С Оборонного выехал на участок автодороги Севастополь-Ята. Доехав до отворотки на Морозовицы, на туристической стоянке устроил привал. Ехать сегодня было тяжко, да и ветер был холодный и к тому же встречный. В селе Гончарном подзатарился продуктами и поехал через село Широкое, Передовое на перевал Бечку(722 м).

Дорога проходит вдоль Чернореченского водохранилища, и все подходы, с этой стороны, к водоему перекрыты забором и запрещающими табличками. Наконец-то погода разгулялась и начало припекать солнышко. В Передовом я как обычно насытился пирожными и потихоньку стал подниматься на перевал. Через перевал идет хорошая грунтовка. Движение автотранспорта практически отсутствует. От Передового 7 км подъема, а потом спуск в 6 км, до села Новополье. На пустынном перевале чуть было был не сбит машиной, когда, расслабившись на солнышке начал себя фотографировать со штатива. При спуске с перевала ощутил, что задние тормоза совсем не работают. Срабатывают только передние, и тормозной путь составляет около 50 метров. Пришлось срочно остановиться и заменить тормозные колодки.

Доехал до села Голубинка, план на сегодня был выполнен. Времени было еще около 17 часов. Покупался в реке Бельбек и поехал в сторону Ай-Петри. Ярко светило солнышко, ветра не было. Вдоль дороги гуляли отары овец и облезлые верблюды. Верблюды здесь живут для увеселения туристов. В летнее время на Ай-Петри разводят богатых туристов на «бабки». Вид у верблюдов никак не товарный, наверное, авитаминоз сказывается. Проехал Соколиное и уже на подъеме в гору нашел хорошее место для ночлега. За день проехал 56 км.

16.04.08. с 8.25-18.00 час. (5 день). Выехал в 8.25 утра. Сегодня был по плану подъем на Ай-Петри. Подъем уже начинается в конце села Соколиное, с предупреждающей таблички, что проезд временно запрещен. Вдоль дороги есть оборудованные стоянки для туристов, где можно законно поставить палатку и разжечь костер.

Через час уже подъехал к ущелью Большой каньон. Здесь для туристов оборудованы места для отдыха и тропы: к водопаду Серебряные струи и экологический маршрут «Большой Каньон Крыма». Стоимость посещения Каньона 8 гривен. Так как кассира я не нашел, мне с радостью пришлось проникнуть на территорию Каньона бесплатно. Вокруг было пустынно, только изредка проезжали машины на Ай-Петри, да в соседних не работающих кафе велись ремонтные работы. Велосипед оставил около реки Коккозка.

«Большой каньон Крыма это узкое ущелье между горой Бойка и Ай-Петринским нагорьем, на склоне Главной гряды Крымских гор. Самый значительный в Крыму тектонический разлом. Глубина каньона 320 метров, а длина более 3 км. В самых узких местах ширина Каньона не превышает 1.9 метра.» Тропа начинается прямо от дороги, везде стоят указатели и заблудиться очень сложно. По дну ущелья протекает река Аузун-Узень, образуя большое количество эворзионных котлов, шумных каскадов и водопадов.

Пройдя около километра, я решил повернуть обратно, страх за оставленный велосипед не давал покоя. Вернувшись обратно, я стал дальше подыматься на Ай-Петри(1207м). Дорога покрыта асфальтом и находиться в хорошем состоянии. Проходит по лесу, постоянно поднимаясь и петляя. На верху еще местами в низинах лежит снег, дует пронизывающий ветер и ощутимо холоднее. С Ай-Петринской яйлы открывается красивый вид на море и прибрежные города. Нам верху стоят несколько кафешек, где можно перекусить. Канатная дорога в это время еще не работает. В кафе отметил подъем на яйлу пловом с зеленым чаем.

Вниз до самой Ялты идет спуск длиной около 25 км. В 200 метрах от начала спуска велись ремонтные работы. Обвалилось пол дороги. Но на велосипеде мне проехать разрешили. В Ялту не заезжал, а проскочил прямо до Массандры. Ужасное движение в районе Ялты. Жара выхлопные газы, пыль. В Массандре проколол камеру. Затарился продуктами и решил остановиться на ночевку в лесопарковой зоне Массандры. Место было не удачное, но лучшего места поблизости не наблюдалось. До темноты шарились алконавты. Да и вся природа была загажена шприцами, презервативами и др. отходами жизнедеятельности человека. За день проехал 63 км.

17.04.08. с 9.30-18.30 час. (6 день). С Массандры выехал в 9.30 час. По плану надо было ехать через Крымский заповедник в Изобильное, посетив, г. Роман-Кош. Но местные жители, а также в местном лесхозе сказали, что проезд на территорию заповедника без разрешения лесничества запрещен. Выдача разрешений осуществляется только в Алуште. Рисковать не стал, тем более денег на взятки лесникам не было.

Поехал в направлении Алушты. Пол двенадцатого уже был в Алуште, где в магазине зарядил аккумуляторы. От Алушты начались серпантины, но зато трафик на дороге уменьшился. Дорога в районе прибрежных поселков идет вдоль моря. Хорошие и пустынные пляжи. Из-за волнения вода у берега грязная. На ночевку остановился в 18.30 час, в районе поселка Рыбачье. За день проехал 71 км.

18.04.08. с 9.35-18.00 час. (7 день). Выехал в 9.35 час. Утром небо было в тучах, но к обеду солнышко отстояло, свои права и ехать стало намного веселее. На пляжу в Приветном покупался в море.В Судак уже приехал около 15 часов дня. Как обычно сгорели уши. За 10 гривен облазил Судакскую крепость. Крепость не однажды уже реставрированная находиться в хорошем состоянии. В городе съел хачапури и, побаловавшись чайком, поехал дальше.

Путь лежал через поселок Дачное в Старый Крым. На ночевку остановился в 18.00 час. около поселка Лесное. Ночевал на оборудованной туристической стоянке. Была целая река воды, но не было дров. Готовить еду пришлось на газу. Сотовая связь была совсем не Але. Вообще у «Билайн» хороший прием везде на побережье, но в горах это становится проблематично. За день проехал 62 км.

19.04.08. с 9.26-17.45 час.(8 день). Выехал в 9.26 час. и вовремя. На смену мне уже приехала на машине компашка отдыхающих. После поселка Лесное последний подъем, а дальше, после поселка Переваловка спуск до самой Грушевки. От Старого Крыма до Феодосии идет практически один спуск. Дорога идет уже практически по степи. Начинается ветродуйка. Одно радует, почти попутная. Крымские горы потихоньку остаются позади.

Около 12 часов уже въехал в Феодосию. Покатался по набережной и осмотрел развалины Башни св. Константина, сооруженной генуэзцами в 1382 году. К этому времени у меня уже остались последние полбаллона газа, впереди были крымские степи, и я решил его прикупить. На мои расспросы в магазинах и у местных аборигенов никто толком ответить ничего не смог. Газ удалось найти только на рынке, и стоил он дороже в два раза, чем в России.

От Феодосии при попутном ветерке поехал через село Владиславовка в село Каменское (на берег Азовского моря). Во Владиславовке набрал воды и перекусил чебуреками в местной забегаловке. Источников воды я в тот день и вплоть до Керчи больше не встречал. Припекало солнышко, с Черного моря дул холодный ветер, а кругом была степь.

От Владиславовки до Каменистое, через Львово идет грунтовка, движение по ней практически отсутствует. Вокруг запустение, полуразрушенные дома. По улицам гуляет скотина и птица. Около 18 часов подъехал к Арабатской стрелке. У ее начала – руины турецкой крепости Арабат. Крепость была поставлена здесь, чтобы предотвратить вторжение в Крым со стороны Арабатской стрелки. Впервые крепость появилась на карте в 1651 году. Трехметровой толщины и восьмиметровой высоты стены крепости неплохо сохранились и сейчас. Около крепости прорыт ров, который опоясывал всю крепость и заполнялся через специальный канал.

На пронизывающем холодном ветру покупался в море. Не мог позволить себе побывать на Азовском море и не покупаться. Большой, чистейший пляж из перетертых прибоем раковин. Палатку поставил во рву прямо под стенами крепости. Во рву ветер был поскромнее и мне удалось быстренько приготовить на горелке еду. Ночь, древние стены, летучие мыши. Класс! С наступлением темноты выпала роса. Срочно пришлось залезать в палатку, т. к все вещи, оставленные на улице, мгновенно покрывались влагой. За день проехал 97 км.

20.04.08. с 8.50-19.30 час. (9 день). Утром пришлось вылезать из палатки в бахилах. Трава была вся мокрая. К тому же дул вчерашний ветер, да еще и накрапывал дождик. Палатку пришлось упаковывать мокрую. Выехал в 8.50 час. Прокатился по берегу моря, вдоль противотанкового рва и дотов, которые здесь остались после Великой Отечественной войны. В Каменском, в магазинах зарядил аккумуляторы для фотоаппарата и сотовый телефон.

У магазина пообщался с велотуристами из Симферополя, которые по Арабатской стрелке проникли на Керченский полуостров. Дальнейший маршрут у меня лежал в Керчь, через село Батальное. Дорога шла по асфальту. До Батального ветер был встречный, а дальше до Керчи боковым. Особенностью Керченского полуострова в данном месте является то, что ветра дуют обычно с какого нибудь из морей. В селе Фонтаны набрал воды. Правда, потом об этом сильно пожалел, хотя местные жители предупреждали, что вода имеет специфический серный запах и вкус, и возможны боли в желудке и диарея. Но решил, что раз местные ее пьют, то и со мной ничего не случиться. В Горностаевке меня догнала туча с дождем. Но мне удалось ее переждать в магазинчике. Одев велоплащ и бахилы, поехал дальше. На ночевку остановился прямо около дороги, не доезжая несколько километров до Керчи, в 19.30 час. За день проехал 85 км.

21.04.08. с 8.55-18.30 час. (10 день). Утром светило солнышко, погода радовала. Просушив палатку, в 9 час, выехал в направлении Керчи. Сегодня был последний день в Крыму. Впереди меня ждала(А может ей было и наплевать на меня?) Родина! Водичка с Фонтанов начала проявлять себя, дискомфортом в желудке.

В Керчи Затарился продуктами и купил пузырь коньяка. Вообще коньяки в Крыму стоят очень дешево. С Керчи маршрут лежал в Порт-Крым. Из Керчи выезжал в густом тумане. И вот порт, позади 656 км пути по Крыму. Из 100$ потраченных за 10 дней осталось только 210 рублей. Ближайший паром отходил только в 13.15 час. Продажа билетов начинается только за 45 минут до отплытия парома. Сходил, и с непривычки объелся в кафе. За 10 дней желудок, вероятно, стал с наперсток. Хотя может быть, еще сказывалась Крымская водичка. Купил билеты на паром, что мне обошлось, на себя в 26 гривен и велосипед 12 гривен. Остатки гривен обменял на наши деревянные. Вообще Украинский пункт пропуска мне понравился больше чем наш Российский. Каждый сотрудник занимается делом, а в противоположном российском, один работает, а другие стоят и зубы скалят. Таможенников в Крыму преодолел даже не снимая рюкзака с велосипеда. Открыл рюкзак и показал, что сверху находиться, и на этом все закончилось. Паром идет через Керченский пролив всего минут двадцать. Отплытие парома производится под марш Славянки. С палубы открывается красивый вид на Керченский пролив и стоящие на рейде морские суда. Российский Порт Кавказ находиться на косе Чушка.

Как только паром пристал к Российскому берегу, толпа пассажиров ринулась бегом на пункт пропуска. Наши таможенники заставили меня снять рюкзак и пропустить его через аппарат технического контроля. А велосипед пришлось проводить через другой проход (там, где пропускают машины). Заинтересовал их штатив для фотоаппарата в чехле, в рюкзаке. Но поверили на слово и не стали смотреть. Вообще не понимаю, зачем там вообще таможенники, при их качестве несения службы пронести, что на Украину, что в Россию можно что угодно. Деньги налогоплательщиков только проедают!

Все также припекало солнышко, но состояние здоровья было не ахти. Тяжесть в желудке не давала покоя. По дороге покупался в мелком Таманском заливе. Около 18 часов, наконец, то нашел место для ночевки, около деревни Соленое. Вообще найти место для ночевки достаточно трудно. Кругом степи, соленые озера, и отсутствие дров. Одно спасение газовая горелка. Воду набрал у местных жителей. За день проехал 69 км.

22.04.08. с 9.40-18.20 час. (11 день). Утром было прохладно, но к обеду погода разгулялась, и когда я въехал в Анапу, уже было 24 градуса тепла. Степные просторы уже закончились и начались опять горы. Анапа мне не понравилась. Очень большое движение транспорта в городе (Что-же делается в курортный сезон?), стандартный набор развлекательных комплексов. Глаз только радует море и нескончаемый песчаный пляж.

С Анапы решил выехать через село Гай – Кодзор. Дорога в связи с ремонтом была закрыта, и машин было очень мало. Дул встречный ветер и нещадно припекало солнышко. В Гай – Кодзор набрал из родника воды и скатился к автодороге на Новороссийск. Проехав поселок Семигорский, решил остановиться на ночлег. Времени уже было около семи часов вечера. Ночевал недалеко от дороги в старых заброшенных виноградниках. За день проехал 94 км.

23.04.08 с 9.00-18.15 час. (12 день). Выехал в 9 утра, дул встречный ветер, а дорога постепенно набирала высоту. Потихоньку достиг поселка Верхнебаканский (пер. Волчьи Ворота (640 м)). Интенсивное движение грузовых машин. В Новороссийске покатался по набережной, а на выезде из города пообедал в столовой. Обошлось мне это удовольствие дешево, всего в 88 рублей. А потом опять ехал и мучался, ругая себя за то, что опять обожрался. Для меня лучше днем много не есть.

За Новороссийском начинаются легкие серпантинчики, и дорога идет постоянно вдоль моря. У дороги осмотрел памятник времен Второй мировой войны «Батарея 394 Капитана Зубкова». Быстренько проскочил Кабардинку и Геленджик. Под мостом, на реке Адербиевка устроил постирушку, помывку и легкий перекус. За Геленджиком дорога уходит от моря вглубь континьента. Преодолев Михайловский перевал, за деревней с одноименным названием устроился на ночлег. За день проехал 92 км.

24.04.08 с 9.10-18.00 час. (13 день). Выехал в 9 утра. Было тепло и весело светило солнышко. Вокруг была неописуемая красота. По дороге решил осмотреть Дольмены. Дольмены являются памятниками археологии второго тысячелетия до н.э.

Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Дольмены – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые Дольмены использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет.

Современная наука не имеет единого мнения насчёт предназначения дольменов, но существует несколько гипотез: а) алтари или жертвенники друидов; б) гробницы доисторической эпохи; в) астрономические сооружения; г) жилище для животных или карликов.

В самой архитектурно завершённой форме (что присуще кавказским дольменам) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие (круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы, иногда с каменной пробкой), однако его может и не быть. Плиты соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед, образуя портал (вход в дольмен); также они могут быть наклонены.

В этом месте находилось 4 дольмена, разных размеров. Вход на осмотр дольменов платный (60 руб.). Пока осматривал дольмены, успел у билетерши подзарядить аккумуляторы и тут же в реке заправиться водой.

Преодолев Пшадский(546 м) и Бжидский(209м) перевалы, въехал в поселок Джубга. От Джубги дорога идет опять вдоль моря. Весь берег застроен санаториями. К морю подойти практически нет возможности. В поселке Лермонтово пришлось отбиваться от своры собак. Газ не помогал, пришлось забрасывать их камнями, и орать благим матом. На пешеходном переходе (без велосипеда) меня чуть не сбила иномарка. На этом все злоключения на данный день закончились.

Около 18 часов решил искать место для ночевки, что в данном районе очень проблематично. С одного бока обрывистый берег, а с другой стороны горы. Хорошее место удалось найти рядом с поселком Ольгинка в заброшенном фруктовом саду. Рядом протекала речка, гуляли коровы. Времени был у меня «море», ехал уже с опережением графика. Решил постираться и помыться, а завтра с утра ни куда не торопиться. За день проехал 74 км.

25.04.08 с 10.40-19.00 час. (14 день). Выехал в 11 часов утра. Дорога практически до поселка Агой была ровной. За поселком начался подъем на Агойский перевал(363 м). С перевала «влетел» прямо в Туапсе. Покатавшись по набережной, решил выбираться из города. Припекало солнышко.

От Туапсе до поселка Магри постоянно идут нескончаемые серпантины. На границе с Сочинским районом меня на посту ДПС тормознула милиция. Докопались до моих документов и рюкзака. Чем-то моя личность показалась им подозрительной. Около 19 часов вечера наконец-то нашел место для ночевки. Расположился около железнодорожного моста через реку Аше, в поселке с одноименным названием. На подъезде к месту ночевки сломал заднее крыло, опять палка попала между крылом и колесом. Место показалось мне укромным и тихим. Если не считать проезжающих поездов. За день проехал 72 км.

26.04.08 с 10.20-19.00 час. (15 день). Хотя место выглядело безлюдным, утром я недосчитался оставленного на улице котелка. Как, оказалось, рядом проходила тропа на железнодорожную станцию, и какой – то домовитый абориген прихватизировал у меня мой боевой котелок.

Отремонтировав крыло, я в 10 утра выехал с места стоянки. На очередном спуске отремонтированное крыло попало мне в задний переключатель. Но вроде все обошлось. Некоторое время были проблемы с переключением скоростей, но удалось отремонтировать, и дальше уже ехал, как обычно. По пути заехал в Волконское ущелье, где осмотрел большой дольмен. За день успел два раза попить чайку, вскипятив его на газу. На душе было как-то одиноко и пусто, да и по ночам стал плохо спать, решил купить «лекарство». В ближайшем магазинчике купил бутылочку водки. В Сочи сегодня решил не заезжать. В Вардане в магазинчике подзарядил аккумуляторы. Тут же мне местный житель показал хорошее место, где можно поставить палатку для ночевки. За день проехал 54 км.

27.04.08 с 9.40-18.15 час. (16 день). Ночью шел дождь, но к утру все уже было сухое. После Мамайского перевала (307 м), на въезде в Сочи два раза проколол камеру. В Сочи въехал в 13 часов. Прокатившись по городу, поехал в Адлер. В 15 часов уже был в Адлере. По плану, маршрут похода был преодолен. Времени еще в запасе было много. Поезд у меня отходил только завтра вечером.

Решил переночевать в Абхазии, тем более в районе Адлера место для ночлега найти сложно. Границу пересек по пешеходному мосту без проблем, заплатив всего 20 руб. страхового сбора. Граница проходит по реке Псоу. Абхазским пограничникам мы нужны только для того чтобы содрать с нас страховой сбор. А российский таможенник так прямо спал у своего досмотрового аппарата.

Абхазия встретила развалинами домов, кучами металлолома, старыми автомобилями и бедными жителями и все это на фоне красивых, еще заснеженных вершин гор. Кругом много пасется скотины и птиц. Такое количество домашних питомцев я видел первый раз, и все это гуляет само по себе. Отъехав от пункта пропуска, остановился на ночевку, у реки Псоу, в районе деревни Сальме. Болтливый абхазец, как оказалось, служивший когда-то в армии, в Вологодской области выцыганил у меня налобной фонарь. Правда, взамен принес двух литровую бутылку домашнего вина. За день проехал 78 км.

28.04.08 с 12.00-19.40 час. (17 день). Торопиться было некуда, поезд уходил у меня в 22 часа, поэтому с места ночевки выехал только в 12 часов дня. Границу преодолел без проблем. Правда, опять пришлось снимать рюкзак для досмотра. Покупался последний раз в море, покатался по городу и, перекусив в кафе пельменями, сел в поезд Адлер – Москва. За день проехал 32 км.Дальше был поезд до Москвы.Целый день в парке Сокольники, и 1 мая утром я уж был в Череповце.

Краткие итоги похода:

1) Общий велопробег 1196 км за 17 ходовых дней (из них по грунту 41 км).

2) Бюджет велопохода составил 8313 руб. (из них транспортные расходы 4354 руб.)