ГЛАВНАЯ

ПОХОДЫ

ФОРУМ

Я в КОНТАКТЕ

ВЕЛОРУСЬ

ФОТО

АВТОР

Контакты

Весенний паломнический тур


 ФОТО

Хомяк, проснись. Родной, не жуй во сне-
подавишься. А жизнь проходит мимо,
ты в спячку пал, пережидая зиму,
глянь, лето переходит середину,
малыш, опомнись, ты тоски сильней.
Надежда Кудричева

МАРШРУТ ПОХОДА : Маршрут: Череповец-Пошехонье -Андриановская слобода - Белое-Богдановка-Тутаев-Ярославль-Анисимово-Некрасовское-Новодашниково- Черная заводь- Песочное-Кострома-Судиславль-Галич-Чухлома-Солигалич-Гремячий-Аникин Починок-Успенье -Предтеча-Красное-Погорелово-Коровинская-Кудринская-Никитинская-Мирный-Игнашевская-Сямжа-Харовск.

В этот поход я собрался вместе Соколовым Максимом и Юрой Вашкиным. Планировалось проехать около тысячи километров, по Ярославской, Костромской и Вологодской области. Выехали из города 1 мая 2013 года. Погода была солнечной, и холодный северный ветер хорошо подгонял нас в спины. До Пошехонья доехали быстро, по дороге пообедали в кафе, в поселке Гаютино.

За обилие рек Пошехонье называют «Северной Венецией» или городом «пяти рек и семи мостов». После создания в 1941 году Рыбинского водохранилища, часть городской территории оказалась под водой и теперь через город протекают реки Согожа, Сога, Пертомка, Шельша и пятая река Шексна – затопленная водами Рыбинского водохранилища. Закупив продуктов и получив благословенье у местного батюшки в соборе Троицы Живоначальной, поехали на выезд из города в сторону Андриановой Слободы. В Андриановой Слободе находится Адрианов-Успенский монастырь. Монастырь был основан в 1540 году преподобным Адрианом. В храм с разрешения батюшки провел нас какой-то послушник, где нам была рассказана история возникновения монастыря.

Вот, как описана, история основания монастыря: «Однажды в Корнилиев монастырь пришел никому неведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив этого старца в храме, преподобный Адриан пригласил его к себе в келью и просил сказать что-либо на пользу душевную. Прозорливый старец, видя его желания, указал ему место для создания храма и монастыря во имя Пречистой Богородицы. Под предводительством таинственного черноризца в 1540 году 13 сентября прибыл Преподобный Адриан и старец Леонид в дикий Пошехонский лес, на берег реки Вотхи. Приведший же их сюда старец вдруг стался невидимым. В это время, как предвестие имевшей возникнуть обители-места прославления Божия, по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Поставив принесенный им образ на большой дуб, пустынники отправились разыскивать место для постройки кельи. В это время вниз по реке Вотхе плыли рыболовы жители Белого села. Разбросив невод против самого того дуба, на котором стояла икона Богоматери они вытащили двух щук больших размеров. Выйдя на берег и заметив икону один из них попытался взять ее с собой, но лишь только он приготовился ее снять с дуба, как невидимой силой был отброшен от того места на десять локтей и некоторое время лежал без чувств и движения. Когда же он пришел в себя то - поведал своим товарищам, что ему явился какой-то старец и сказал: «Не дерзай, чадо, на образ Пречистой Богородицы, а иди с миром на дело, на которое исшел». Видя такое чудо, рыбаки, положив на сучке дерева, под иконой пшеничный хлеб и одну из пойманных щук, отправились далее. Вернувшийся старец Леонид заметив нежданное приношение, начал звать своего сподвижника «Адриане! Адриане! Иди сюда и посмотри: Богородица послала нам хлеба и рыбу». Преподобный Адриан поспешил на его зов и увидав все своими глазами, уразумел, что Матерь Божия посылает им здесь столь нужную для них теперь пищу, избирает и самое место это для будущего храма и монастыря. Подкрепившись Богом посланной пищей, принялись пустынники сооружать хижину под тем самым дубом, где стояла чудотворная икона». На берегу реки Вотхи, мы решили встать на ночевку, благо места там тихие и безлюдные. Кругом под теплым весенним солнышком все просыпалось, и первыми похоже проснулись клещи. Одного из них подбирающегося ко мне я заметил уже у себя на коврике. Ночью был небольшой заморозок, и трава утром была в инее.

Утро 2 мая было солнечное, ветер все также весело подгонял нас в спину и после утренней зарядки Макса и завтрака мы выехали в путь. По плану, мы сегодня должны были попасть в город Тутаев. В Тутаев мы хотели проехать через деревню Белое, где по карте была обозначена дорога. В действительности все оказалось иначе, местный житель, встреченный нами около магазина рассказал, что дорога на Тутаев, а это старый екатерининский тракт давно уже заросла и проехать на Тутаев можно только вдоль газопровода. Село Белое, когда то было центром Пошехонского уезда и основано оно в 1541 году. В центре села рядом с пересечением 4-х больших дорог: на Пошехонье, на Любим, на Данилов, на Романово- Борисоглебск (Тутаев) стоит Церковь обновления храма Воскресения Христова (1795 г.). Из перечисленных выше дорог остались только две. Остальные дороги на Любим и Тутаев стали не проезжаемы. Церковь за годы советской власти совсем обветшала и почти разрушена. Перекусив свежим, еще горячим хлебом с молоком мы двинулись в сторону деревни Покров-Рогули, не доезжая которой свернули на грунтовую дорогу, идущую вдоль газопровода в сторону Тутаева. Въезд на дорогу перегорожен шлагбаумом, но похоже местных жителей, как и нас, запрещающие знаки совсем не смущают, и дорогами пользуются все, кто знает, куда они ведут. На топографических картах эти дороги не обозначены, хотя содержатся они в хорошем состоянии, через реки и ручьи построены надежные мосты. По пути Макс проколол заднюю камеру. Устав от дороги и борьбы с холодным ветром остановились на обед рядом с дорогой, вскипятив чайку и перекусив лепешками со сгущенкой.

От деревни Богдановка опять начался асфальт. Заехали осмотреть полуразрушенную Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1766г) в деревне Слизнево. Кирпичная ограда и церковь постепенно разрушаются, но частично сохранились еще купола на церкви и роспись на стенах внутри храма. Рядом стоит заброшенное здание церковно-приходской школы, дом монахинь. В Тутаев приехали уже около 16 час. Тутаев (старое название Романов-Борисоглебск) расположенный на обоих берегах Волги входит в список городов Золотого Кольца России. В память об истории города левобережная часть носит название Романовской стороны, а правобережная — Борисоглебской. Название «Тутаев» город получил в 1918 году решением пленарного заседания уездного исполкома в честь погибшего во время подавления белогвардейского мятежа красноармейца И.П.Тутаева. В материале из Викепедии сказано «О смерти Тутаева сохранился целый ряд противоречивых воспоминаний. В ночь с 10 на 11 июля отряд, получив донесение о скрывающихся белых офицерах, направился в район дачи бывшего городского головы Ярославля В. С. Лопатина, располагавшейся на левом берегу Волги недалеко от села Устье. На рассвете, при обыске частью отряда дачи то ли Лопатина, то ли его соседей дворян Зацепиных, произошла перестрелка, в ходе которой были ранены Михаил и Арсений Лебедевы и убит Илья Тутаев. Красноармейцы, ошибочно думая, что наступают белые со стороны Толги, отступили к пароходу, а оборонявшиеся скрылись, один из них был ранен в ногу. Сведения о жизни и смерти Ильи Тутаева скудны, противоречивы, а впоследствии были идеализированы». Желания осматривать город не было, так как за день накопилась усталость, да и холмистый рельеф местности не позволял сильно расслабиться. Переправа на пароме через Волгу обошлась в 30 рублей на каждого (по стоимости перевозки велосипеда). Берега Волги в данном месте очень крутые, и при высадке с парома нас встретил очень крутой подъем вверх. Выехав за город, остановились на ночевку в районе очистных сооружений ливневой канализации, более удобного места найти не удалось.

3 мая выехали около 10 час утра, так как торопиться было некуда, а до Ярославля оставалось около 20 километров. Вечером нам обещали дать кров и приют представители ярославского бомонда. Город лично мне не понравился. Плохие дороги, много машин, пыль, толпы людей в центре. Покатавшись по набережной Волги, посетив несколько храмов, мы остаток времени до вечера убили в летнем кафе. Проплутав по городу, к 19 часам, мы приехали к месту нашей ночевки. Вечером был накрыт стол, звучали стихи и песни под гитару.

4 мая выехали из Ярославля намытые и откормленные, и с новыми силами стали покорять запланированные километры пути. С погодой пока нам везло. Ветер был попутный, испугавшись, что приедем в Кострому слишком рано, а до нее осталось около 70 километров мы решили немножко разнообразить маршрут, так как двигаться по шоссе было скучно и напряжно из-за большего количества автомобилей. С трассы М-8 свернули на Некрасовское, где купили в магазине запчасти для велосипеда Макса (систему, кассету, цепь), его родное оборудование совсем износилось. Заехали в Николаевский Бабаевский мужской общежительный монастырь, находящийся у впадения реки Солоницы в Волгу, в местечке называемом Бабайки. Название Бабаевский монастырь получил от бабаек — больших весел, употреблявшихся вместо руля при сплаве леса. Когда лес вводили из Волги в Солоницу, тогда эти бабайки становились ненужными, и они складывались на берегу при самом устье Солоницы, близ того места, на котором находится монастырь. В XIV веке, совершилось здесь чудное событие — явление иконы святого Николая, давшее иное назначение этой, дотоле пустынной местности. В древнем известии мы читаем следующее: «Икона чудотворная святого Николы, приплыв рекою Волгою на бабайке, большом весле, пристала к брегу; Благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; И начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; И прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрои первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; И начаша монастырь созидати, и великую нужду претерпеваху от ограблений и разорения злых людей». Монастырь был сильно разрушен при советской власти - в нем находились в разное время: детский дом, школа сельской молодежи, госпиталь, детская трудовая колония, санаторий. Имущество монастыря было разворовано, храмы взрывались и разбирались, дубовая роща была вырублена на дрова. Начиная с 1998 года, монастырь был передан Русской Православной Церкви, и началось его восстановление.

Набрав воды в монастыре и перекусив, мы поехали в направлении деревни Черная заводь, где планировали по лесным дорогам пересечь границу с Костромской областью. Ну и как всегда, настоящее путешествие начинается с фразы « Я знаю короткую дорогу!». Дорога, по словам местных жителей на которую мы изначально настроились, была в затопленном состоянии и мы пошли по более длинной. Голоса жителей разделились 50:50. Местный участковый сказал, что мы не пройдем, а молодой абориген пояснил: «по этой дороге летом даже на машинах ездят». Обратно ехать не хотелось, солнышко пригревало и мы, переобувшись нерешительно, но смело двинулись в неизведанное. Сначала дорога еле угадывалась в траве, но потом мы вышли уже на хорошо видимую и наезженную в прошлом дорогу. Дорога не просохла после зимы, местами попадались проплешины снега и льда. Ехать было почти невозможно, так как грунт еще не просох и наши нагруженные велосипеды он не держал, местами лужи по колено приходилось форсировать раздевшись до исподнего белья. Так, все четыре километра до того как закончилась болотистая местность, пришлось пройти босиком. Одно радовало, не было кровососущих насекомых и хорошо пригревало солнышко. При преодолении очередной лужи Юра потерял датчик для своего велокомпьютера. Дальше дорога нас вывела в березовую рощицу изрытую капонирами для боевой техники, по которой уже можно было передвигаться на велосипеде. При спуске с горки по раскисшему грунту Макс упал и при падении выбил две спицы в колесе. Дорога, наконец, то вывела нас к шоссе и «почистив перышки» и технику мы поехали в Кострому, где нас ждали родственники Юры. На квартиру попали около 20 часов вечера, по пути испытав неприятные ощущения при проезде моста через реку Волга, таких ужасных дорожных покрытий на мостах я не встречал никогда в жизни.

Все следующее утро 5 мая ремонтировался велосипед Макса, так как ехать дальше на нем уже было проблематично. Левый шатун так прикипел к каретке, что полтора часа пришлось его перепиливать ножовкой по металлу. Выехали из дому только около часу дня, сегодня надо было заехать на экскурсию в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы, на берегу одноимённой реки, недалеко от её впадения в Волгу. Начал накрапывать дождь, плавно наращивая водяные «обороты». Экскурсия в монастыре обошлась нам в 100 рублей с человека. Посетили экспозиции музея, выпили кофе в трапезной и слазили на колокольню, благо в пасхальную неделю всем разрешается бить в колокола. Так как дождь не прекращался, а ехать надо было уже дальше, переодевшись в противодождевую амуницию - велоплащи, чехлы и бахилы, а у кого бахил не было и просто в кроссовки, укутанные в полиэтиленовый пакет и обмотанные скотчем. Дороги в Костроме в ужасном состоянии, все в ямах, а залитые дождевой водой превращаются в минное поле. Проезжающие машины нещадно нас обрызгивают грязью. Доехали до вокзала, где я сделал отметку в отпускном удостоверении и мы по навигатору отправились на выезд из города. Сегодня проехали всего 41 км, но так как нужно было сушить обувь и одежду разбили лагерь по раньше, отъехав от Костромы на 20 километров. Сегодня первый раз использовали приобретенный мною тент, так как погода испортилась, и ждать от нее можно было, что угодно.

Ночью шел дождь, а утром уже радостно светило солнышко, как будто и не было накануне дождей. Но к обеду вдруг, откуда невозьмись опять набежали тучи, и заморосил дождь, который, не переставая, шел до вечера. По пути на Судиславль встретили 15 велотуристов с Архангельска, которые ехали в Кострому. В Судиславле посетили Собор Спаса Преображения (1758 г.) который стоит в центре города на холме на территории старого Кремля. Холм носит название Соборной горы. В храм стоит заглянуть, так как здесь практически в первозданном виде сохранилась закопченная от непрекращающихся литургий и бдений настенная роспись. Иконы в древних окладах с плохо различимыми образами и сама обстановка покоя и тишины завораживает вас. Единственное что портит всю атмосферу в храме неоновая светящаяся надпись перед алтарем: «Христос воскрес». Посетив храм, залезли на колокольню, где открывается хороший вид на окрестности Судиславля, и где нам было позволено позвонить в колокола. Пообедав в столовой и отремонтировав велосипеды, так как у меня по дороге лопнул тросик переключения передач, а у Юры сломалась манетка поехали в направлении Галича. Сегодня мы планировали заночевать, не доезжая Галича, поэтому все мокрые от не прекращающего днем дождя мы разбили лагерь около деревни Курилово.

Ночью было холодно. Утром на траве лежал иней, но с утра уже светило солнышко. При въезде в Галич посетили Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь. Паисиевым монастырь стал называться в честь одного из игуменов обители - Паисия, настоятельствовавшего здесь в XVI в. В монастырском храме хранилась местночтимая икона Божией Матери "Овиновская". Предание повествует о чудесном событии, произошедшем в игуменство преподобного Паисия. Когда великий князь московский Василий Васильевич пошел войной на дядю своего Георгия Галичского, то он, взяв город, унес икону с собой в Москву, где поставил образ в одну из московских церквей. Каково же было изумление приближенных князя, пришедших наутро в церковь, когда они увидели, что иконы там нет. Начали разыскивать икону и обнаружили, что она находится на старом месте в Галичской обители. Город Галич расположен на берегу Галичского озера в окружении живописных холмов Балчуг. Это одна из главных достопримечательностей Галича - место расположения древних городищ Галича. Здесь располагались поселение железного века и первые две крепости Галича. С Максом расстались в городе, он решил возвращаться домой на поезде. Пообедав в Галиче, поехали с Юрой в Чухлому. По пути встретили велотуристов с Петрозаводска во главе с Владимиром Пашковым. В Чухлому приехали около 17 часов дня. Прокатились по центру города, покупались в Чухломском озере. Озеро ледникового происхождение и упоминается в Солигаличской летописи, как Чудское. На противоположном берегу озера виднеется главная достопримечательность Чухломы Авраамиев Городецкий монастырь. В городе на берегу озера сохранились остатки земляного валов Чухломской деревянной крепости. Мощные укрепления крепости в то время позволили удержать её во время осады поляками в 1609 году. В 1727 году при пожаре сгорела сама крепость и многие постройки в городе. На осевших от времени укреплениях в советское время был разбит городской парк. В парке сделана смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на озеро и его окрестности.

Утром поехали осматривать Свято-Покровский Авраамиев Городецкий монастырь, находящийся в месте, где из Чухломского озера вытекает река Векса. Основателем обители был ученик Сергия Радонежского преподобный Авраамий Чухломский в 1360 году. В советский период обитель была лишена права юридического лица, у монастыря были конфискованы ценности, в том числе серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия. В середине 1920-х гг. в монастырские здания из Чухломы был перемещён детский дом. Это послужило поводом для окончательного закрытия монастыря в 1928 году, так как он, по мнению властей, отрицательно влиял на души детей. В середине 30-х годов братия была расстреляна. С 1991 года в монастыре начались восстановительные работы трудами Архиепископа Костромского и Галичского Александра и наместника архимандрита Никандра с братией. На территории монастыря возведена часовня в память о 400-летии со дня рождения основателя русской ветви рода Лермонтовых Джорджа (Георгия) Лермонта, похороненного на территории монастыря. Посетили монастырь и поехали в город Солигалич, который был у нас по пути. Сегодня по плану надо было перебраться через границу в Вологодскую область. Солигалич – старое название Соль Галицкая, еще в старые времена люди здесь нашли соляные источники. Основным источником дохода местных жителей была добыча соли. Насыщенные солью, сравнительно неглубоко залегающие соляные источники Соли Галицкой, а также удобное географическое положение (водный путь по Костроме, леса) позволили сохранить солеварение в течение долгих лет. Отдельное усолье в Соли Галицкой, как и в других местах солеварения, представляло собой комплекс построек, включавших колодец, варницу, соляной амбар и дровяное "кладбище" (хранилище). Важной частью комплекса был колодец: от подачи из колодца рассола и его качества зависела производительность варницы. В XVII в. бизнес по добыче соли стал приходить в упадок, так как возросло значение астраханских соляных промыслов. Там соль добывалась открытым способом, лежащую пластами соль сгребали лопатами и грузили на суда. Благодаря простоте добычи и удобству транспортировки астраханская соль была более дешевой, чем северная.

Купив про запас продуктов, на несколько суток, выехали в сторону поселка Гремячий, расположенного на границе с Вологодской областью. До деревни Куземино шла приличная дорога, преимущественно асфальт, с отсутствующим трафиком по ней. После Куземино началась разбитая лесовозами грунтовка. Благо, что после дождей дорога подсохла, а перед нашим приездом прошел трактор выравнивающий дорогу гусеницей. Дорога была в большей степени проходима, чем проезжаема на велосипеде. Самый сложный участок пути начался после деревни Трофимово, где дорога проходит по низине и плавно спускается к реке Толшма. Этот участок в три километра был непроезжаем. Глина накручивалась на колеса и забивала все зазоры между рамой (тормозными колодками) и колесом. Велосипеды не катились, и их приходилось через каждый десяток метров очищать от глины, а иногда и вести по лесу. У моста через реку Толшма встретили велотуриста с Иванова, остановившегося на отдых. Пообщавшись и огорчив его известием о качестве дороги, поехали дальше. Для нас уже дорога была в радость, так она значительно улучшилась, была в старых подсохших колеях, и позволяла катить велосипеды. Через три километра мы уже смогли ехать и на велосипедах. В Гремячий въехали около 19 час. Поселок основан в 1959 году и расположен на территории Вологодской области, и года два как соединен с цивилизацией автомобильной дорогой. Название Гремячий, скорее всего, происходит от протекающего в окрестностях небольшого ручья — притока реки Толшмы. Ранее общение с миром происходило только посредством ведомственной железной дороги построенной еще в «добрые» советские времена, когда по ней вывозился вырубленный лес. Это была «епархия» Монзенского леспромхоза, загадочная и малоизвестная транспортная артерия на карте России. История создания леспромхоза началась в 1929 году, когда на небольшой речке Монзе (притоке реки Костромы) был создан Монзенский лесоучасток. Заготовленный лес сплавлялся по рекам Монзе и Костроме и поступал в Москву на отопление. Каменного угля не хватало, своевременная поставка дров в большие города была для них вопросом выживания. Работы по валке деревьев осуществлялись в ручную «сезонниками» - крестьянами окрестных деревень, а для вывоза леса использовались лошади. Строительство железнодорожной ветки началось осенью 1933 года. Сейчас, основная часть жителей поселка работает на лесозаготовках и железной дороге. На ночевку остановились в урочище Игошево на берегу реки Толшма. Рядом на пустоши стоит церковь Алексия человека Божия (1868 г.). Основал пустынь в 17 веке старец Спасо-Суморина монастыря Савватий. Он получил царскую грамоту на владение землями по Толшме от речки Островная до речки Войманга и построил церковь преподобного Алексия человека Божия.

Интересна история возведения Алексия в ранг святых: «Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту. После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: "Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь". А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию. Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался. Родные всюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг. Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через Свою святую икону повелела: "Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем". Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты. В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 - 417) в присутствии императора Гонория (395 - 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: "Приидите ко Мне, вей труждающнися п обремененнии, и Аз упокою вы". Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: "Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: "Ищите человека Божия в доме Евфимиана". Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам. Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным».

Ночь была холодная, палатка утром была обледеневшая. Решили сделать небольшую радиалку и осмотреть церкви в деревне Успенье и Предтечах. До Успенья доехали быстро, не смотря на холмистую местность и грунтовую дорогу при попутном ветре ехалось быстро. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Толшемском погосте была построена в 1779 -1828 г. В годы Великой Отечественной войны церковь использовалась в качестве пекарни, а позже держали скотину. Сейчас силами местных жителей церковь потихоньку восстанавливается, проводятся богослужение по праздникам. Деревню Предтеча, мы без помощи местных жителей нашли бы с трудом. Так как дорога на эту деревню не обозначена ни одним указателем и ее нет на карте. Раньше дорога шла через деревню Лом, а сейчас эта дорога заросла, а деревня уже не существует. Предтеча стоит на противоположном берегу Толшмы, а через весеннюю полноводную реку натянут на тросах деревянный мостик. На высоком берегу стоят развалины двух церквей. Деревянная Церковь Иоанна Предтечи (1776 г.) еще в 2005 году гордо возвышалась над рекой, а в 2007 году время и ее не пощадило - обрушился основной объем храма с апсидой. Каменная Церковь Иоанна Предтечи (1776 г.)с обрушившим завершением храма и колокольни также стоит в плачевном состоянии, но после пожара. Осмотрев окрестности и помывшись в речке поехали в направлении поселка Юбилейный, но для того что – бы попасть туда нам надо было переправится через реку Сухона. Паром по причине его поломки в этом году еще не плавал, давать кругаля на 90 километров не хотелось, поэтому решили рискнуть и поехать в деревню Красное. Переправа через речку по слухам осуществляется деревенскими жителями на лодках. По приезде в Красное, нашли перевозчика Дениса, который и доставил нас на другой берег реки. Взял он с нас за это 300 руб. по местным понятиям ценник здесь такой - 100 рублей с человека. Денису – 15 лет, пока его дядька в запое он и осуществляет услуги перевозчика. В основном его услугами пользуются дачники, которые оставляют машины на одном берегу, а на лодке переправляются на другой.

На ночевку остановились на берегу реки Тиксна, около поселка Погорелово. К вечеру забродили дождевые тучи, и прогноз на завтра был не утешительный. У меня возникли малодушные мысли завтра рвануть по асфальту домой, но Юра не пошел на поводу у меня и утром мы поехали в направлении города Тотьма. Как назло перед трудным участком начался дождь. По указателю Вожбал свернули с асфальта на раскисшую грунтовку. Скорость движения сразу упала. Мягкий грунт, неровности покрытия и непрекращающийся дождь высасывали с нас все силы. Вожбал – так называется река и местность, куст деревень, расположенных на правом и левом берегу реки Вожбал. В 17-18 веке здесь насчитывалось более двух десятков деревень. Практически все деревни на Вожбале расположены на холмах. Поэтому местные краеведы – исследователи называют Вожбал «Тотемской Швейцарией». Мы теперь ехали к родине Ермака Тимофеевича. Существует несколько версии о месте рождения покорителя Сибири, одна из них – тотемская. Народные предания Вожбалской волости указывают на две деревни - Тимошкину Слободу и Ермакову пустошь или Ермошкино. Одна деревня была основана, якобы, Тимофеем, отцом Ермака, а вторая сыном его Ермошкой или Ермолаем. От деревень Ермакова пустошь и Тимошкина Слобода не осталось сейчас и следа. Только названия полей и лугов хранят далекую историческую память. Тимошкина Слобода намного пережила Ермаково. Погибла она уже в наши дни в результате кампании по ликвидации неперспективных деревень. В поселке Кудринская запаслись продуктами и получили консультации местных жителей по дальнейшему пути следования. Информация нас радовала, так как обычно второстепенные дороги, указанные на картах, на границах районов и областей находятся в плаченом состоянии и становятся весной не проезжаемы. А тут было много утверждений и рассказов о том, что все реально проходимо. И рыбаки ездят и лес рубят и «щепки летят». Дорога улучшилась только за счет того, что стало меньше горок. После деревни Крутая Осыпь потянулись заброшенные деревни с уже полуразвалившимися и разобранными домами. В деревне Угрюмовская (Погост) на холме стоит каменная Сондугская Христорождественская церковь (1774). В самой деревне в покосившемся домике живет бобылем только один мужичек, который и подсказал нам дальнейшую дорогу до лесника Прошки. Наезженная дорога в деревне заканчивается, а дальше колея идет через поле местами вся раскисшая и разбитая машинами. В деревне Никитинской нашли дом лесника, который указал нам начало дороги на поселок Мирный. Что удивительно, сам лесник практически не знает, что делается у него на участке, и во время разговора постоянно консультировался со своей женой. Сегодняшней нагрузки было уже достаточно, впереди нас ждал непредсказуемый и сложный участок пути, поэтому заехав в лес, по следам от трактора мы разбили лагерь. Дождь не прекращался и поужинав мы пошли спать.

Утром дождя уже не было, но небо было серо от туч. Выехали в восемь утра. Ехать по дороге было не возможно, и приходилось вести велосипеды. Катилось на удивление очень легко в сравнении с переходом границы в районе Гремячего, но расслабуха через два километра кончилась, когда начались вырубки у реки Сойга. Здесь дорога превращалась в месиво, как будто кто-то поработал миксером, эти кто–то были лесовозы и трелевочники. Река Сойга, которая нас пугала и настораживала от незнания чего от нее ожидать, оказалась неглубокой, всего по колено. После переправы через речку динамика движения резко упала, по дороге идти было просто не возможно. Ноги и колеса засасывались в грязь, в более - менее сухих местах, на обочинах грязь наматывалась килограммами на колеса и не позволяла им крутится. Часто приходилось вести велосипеды по лесу, иногда переносить велосипеды и рюкзак по отдельности. Надежду на скорую кончину мучений давал только навигатор, по которому было видно, что потихоньку со скоростью один километр в час мы приближаемся к концу наших страданий. На преодоление этого участка лесной дороги протяженностью в шесть километров мы потратили пять часов, и вышли уже на почти идеальную в нашем понимании и по сравнению с предыдущим участком дорогу. Дальше километры полетели уже быстро, в деревне Самсоновской в магазине закупили продуктов. Слегка порадовали жителей своим внешним видом, были по пояс в грязи. Сегодня была последняя ночевка на природе, нужно было стираться и сушится.

Утром опять моросил дождь, но погода постепенно налаживается. К обеду уже начало заигрывать с нами солнышко, и мы даже успели позагорать. До Сямжи по асфальту долетели быстро, а вот до Харовска по грунтовке ехать было тяжело. В походах самый тяжелый день у меня последний. Весь поход идешь в состоянии какой - то эйфории, а в последний день, когда ты знаешь, что уже вечером все закончится организм уже начинает расслабляться и дает сбои. Накатывает общая усталость, ноги не хотят двигаться, плечи затекают, дорога кажется плохой, а колеса спущенными.

Вот поход и закончился. В Харовске переночевали на квартире, а утром на электричках добрались до Череповца. За 12 дней пути проехали 982 километра. Самый короткий дневной километраж составил 30 км, а самый длинный 120 км.